16 ЕС, р.
520 (31). Рус. пер., с. 64. ляется закрытым
множеством; напротив, оно способствует тому, что множество
никогда не бывает абсолютно закрытым, никогда не находит надежного приюта и благодаря этому свойству остается где-то открытым и как бы привязанным тоненькой ниточкой к остальной вселенной.
Бергсоновский стакан воды — это настоящее закрытое множество, оно замыкает в себе собственные части: воду, сахар, возможно, даже ложку; но целого здесь нет. Целое
созидается, и созидается непрестанно в другом, лишенном частей,
измерении; целое есть то, что переводит
множество из одного качественного состояния в другое как чистое бесперебойное становление, которое через эти состояния проходит. Именно в этом смысле целое бывает
духовным или ментальным. «Стакан
воды, сахар и процесс растворения сахара в воде являются только абстракциями, а Целое, из которого
они были выделены моими чувствами и
мои разумом, развивается, быть может, тем же способом, что и сознание»'. Тем не
менее это искусственное членение (decoupage) любого множества, или закрытой системы, не является чистой иллюзией. Оно имеет веские основания, и если
связь всех вещей с целым (эту парадоксальную связь, которая сочетает вещи с
Открытым) разорвать невозможно, то ее
можно по крайней мере «удлинить», до бесконечности
«растянуть», постепенно сделать все тоньше. Дело тут в том, что организация материи способствует
возникновению закрытых систем, или
множеств, обусловленных собственными частями; а развертывание пространства даже делает такой процесс
необходимым. Но вот эти множества находятся в пространстве, а целое или
целые - в длительности, более того, сами
являются длительностью, коль скоро та непрестанно
изменяется. И получается, что две формулы, соответствовавшие первому тезису Бергсона, теперь обретают
более строгий статус: «неподвижные срезы + абстрактное время» отсылает к
закрытым множествам, чьи части фактически
являются неподвижными срезами и последовательными состояниями, высчитываемыми
по абстрактному времени; а вот «реальное движение —> конкретная
длительность» отсылает к открытости некоего
длящегося целого, движения которого соотносятся
с соответствующим количеством подвижных срезов, пронзающих закрытые системы. Итак, рассмотрев третий тезис, мы фактически вышли на три уровня: 1)
множества, или закрытые системы, которые можно определить по различимым
объектам или же отчетливым частям; 2) перемещающее
движение, устанавливающееся между этими объектами и модифицирующее их
положение; 3) длительность, или целое, духовная
реальность, непрестанно изменяющаяся сообразно присущим ей отношениям. ЕС, р. 502-503
(10-11). Рус. пер., с. 47. 52 Жиль Деяёз Таким образом, получается, что у движения как бы две грани. С одной стороны, движение есть то, что происходит между объектами или частями, с
другой же — то, что выражает длительность, или целое. Движение способствует тому, что длительность, изменяя свою природу, делится в объектах, а объекты, обретая
глубину и теряя очертания, — воссоединяются в длительности. Стало быть,
можно сказать, что движение соотносит
объекты некоей закрытой системы с открытой длительностью, а саму
длительность — с объектами системы, которой
пытается открыться закрытая система. Движение соотносит объекты, между которыми оно устанавливается, с
изменяющимся целым, им, движением, выражаемым. И наоборот: благодаря движению целое
делится между объектами, а объекты объединяются в целое — и изменяется именно «целое», а не объекты. Объекты
или части целого мы можем считать неподвижными
срезами, но между срезами происходит
движение; оно соотносит объекты или части с длительностью изменяющегося целого, а стало быть, выражает
изменение целого по отношению к объектам; оно само — как бы подвижный
срез длительности. И теперь в наших
силах Понять глубочайший тезис из «Материи и памяти»: 1)
существуют не только моментальные образы, то есть мгновенные срезы движения; 2)
существуют «образы-движения», которые представляют собой подвижные срезы
длительности; 3) существуют, наконец, «образы-время», то есть
образы-длительность, об-разы-изменение, образы-отношение, образы-объем - и все
это за пределами самого движения... |