1 ЕС, р. 502 (9-10).
Рус. пер., с. 46. 2 ЕС, р.521 (32). Рус.
пер., с. 65. 3 ЕС, р. 782 (339). Рус.
пер., с. 323. 50 Жиль Делё'з Кино-1. Образ-движение 51 лать вывод о существовании какого-то изменяющегося и где-то не замкнутого
целого. Известно, что Бергсон вначале открыл длительность как нечто идентичное сознанию. Но затем он глубже проник в тайны сознания и сумел доказать, что длительность
существует не иначе, как открываясь
в сторону некоего целого либо совпадая с открытостью этого целого. Так же
обстоят дела и с живыми организмами: когда
Бергсон сравнивает живое с частным или же вселенским целым, он, по-видимому, пользуется старым как мир
сравнением'. И все-таки он
радикально переворачивает смысл составляющих этого сравнения. Ибо если живое представляет собой некое целое, а стало
быть, уподобляемо целому вселенскому, то это не значит, что живое является таким же закрытым микрокосмом, каким
представляют целое, — напротив, это говорит о том, что живое открыто
миру, а мир, макрокосм, сам по себе является Открытым. «Повсюду, где что-нибудь живет, всегда найдется раскрытый реестр, в
котором время ведет свою запись»2. Если бы потребовалось определить целое, мы определяли бы его через Отношение. И объясняется это тем, что отношение не является свойством объектов; оно всегда экстериорно собственным членам. К тому же оно неотделимо от Открытого и связано с духовным или ментальным существованием. Отношения принадлежат не объектам, а целому, если только не совпадают с закрытым множеством объектов3.
Благодаря движению в пространстве объекты из того или иного
множества изменяют соответствующие позиции. Но через
отношения преобразуется или изменяет свои качества целое. И о
той же длительности или о времени мы можем сказать, что они
являются целым для отношений. Не следует, однако, путать целое или «целые» с множествами. Ведь множества закрыты, а все закрытое замкнуто искусственным путем. Множества всегда представляют собой совокупности частей. Но любое целое не
закрыто, а открыто; к тому же в нем нет частей, разве только в весьма специальном смысле, ибо оно не может делиться, не меняя своей природы на каждом этапе
деления. «Реальное целое вполне может
быть неделимой непрерывностью»16. Целое не яв- 1 ЕС, р. 507 (15). Рус. пер., с. 51. 2 ЕС, р. 508 (16). Рус.
пер., с. 52. Единственное, хотя и значительное, сходство меж 3 Мы добавляем сюда проблему отношений, хотя она и не была поставлена
Бергсо |