В « Творческой
эволюции» Бергсон приводит один пример, столь знаменитый, что мы уже не замечаем в нем ничего неожиданного. Когда я кладу сахар в стакан с водой, говорит он, «мне
придется ждать, пока сахар растает»1.
И все же утверждение это любопытно, поскольку Бергсон, на первый взгляд, забыл о том, что сахар можно размешать ложкой. В чем же здесь дело? А дело в том, что
движение ложки в воде, поднимающее
частицы сахара и превращающее их в суспензию, само выражает изменение в целом, то есть в содержимом
стакана, качественный переход от воды, в которой есть сахар, к воде
«засахаренной». Если же я помешиваю
сахар ложкой, я ускоряю это движение, но я изменяю также и целое, которое
теперь включает и ложку, а непрерывное ускоренное движение продолжает выражать
изменения целого. «Чисто поверхностные
перемещения масс и молекул, изучаемые физикой и химией», стали бы «по отношению
к жизненно важному движению, совершающемуся
в глубине и представляющему собой уже преобразование, а не перемещение, тем же, чем является остановка движущегося тела по отношению к его движению в пространстве»11.
И поэтому Бергсон в своем третьем
тезисе приводит следующую аналогию:
неподвижные срезы движение
как подвижный срез качественное изменение Между двумя отношениями различие в том, что
левое выражает иллюзию, тогда как правое - реальность. Своим примером со стаканом воды Бергсон прежде всего хочет сказать: «каким бы ни было мое ожидание, оно выражает длительность как ментальную и духовную реальность. Но с чего это вдруг духовная реальность
"дает показания" не только от моего лица, от лица человека
ожидающего, но еще и от изменяющегося целого?» И Бергсон утверждает следующее:
целое не дано и не задаваемо (задавать целое — хотя бы и двумя различными
способами - было заблуждением как древней, так и современной науки). Правда,
многие философы и до Бергсона говорили, что
целое не дано и не задаваемо, но только из этого они делали вывод, что
целое есть понятие, лишенное смысла. Вывод
же Бергсона совсем иной: если целое не задаваемо, то причина здесь в том, что оно является Открытым и что ему
свойственно непрестанно изменяться
или же способствовать возникновению чего-то нового, словом, длиться. «Длительность вселенной должна поэтому составлять единое целое со свободой творчества,
которая может иметь в ней место»2.
И выходит, что всякий раз, как мы оказываемся лицом к лицу с длительностью или же в некоей
длительности, мы можем сде- 1 Обо всех этих
проблемах ср.: «Matiere el memoire» (далее в тексте — ММ. — Прим. пер.), ch. IV, р. 332-340 (220-230). Рус
перевод: А. Бергсон. Материя и память. М , Московский клуб, 1992, с. 278-300.
Далее «Материя и память» цитируется по тому же изданию. — Прим. пер. |