От Паскаля до
Брессона, от Кьеркегора до Дрейера вычерчивается единая линия вдохновения. У
режиссеров — сторонников лирической
абстракции имеется масса персонажей, представляющих свои конкретные способы существования. Существуют
белые люди Господа, Добра и
Добродетели, деспотичные и, возможно, лицемерные, «благочестивцы» Паскаля, стражи порядка,
призывающие к нему во имя нравственной или религиозной необходимости.
Существуют серые люди, пораженные неуверенностью (как, например, герой дрей-еровского
«Вампира», брессоновский Ланселот, или даже «Карман- 1 Массу элементов
анализа, посвященного чередованиям и духовной альтернативе, мы находим у
Филиппа Паррена в связи с Дрейером (ibid.), а также у Мишеля
Эстева на материале Брессона («Robert
Bresson». Seghers). ник» — этот фильм первоначально так и назывался:
«Неуверенность»). Существуют создания,
творящие зло, и у Брессона их много (месть Элен из «Дам Булонского леса», зловредность Жерара из фильма «Наудачу, Бальтазар», кражи из «Карманника», преступления Ивона в
фильме «Деньги»), И Брессон,
при своем крайнем янсенизме, показывает
одинаковую бесславность трудов, служащих и злу, и добру: в «Деньгах» набожный Люсьен проявляет милосердие лишь в связи с лжесвидетельством и кражей, на которые он ради
него идет, тогда как Ивон совершает
преступление, думая о благе ближнего. Дело выглядит так, будто добрый человек с необходимостью начинает именно там, куда
приходит злой. Однако же, отчего бы не существовать не тому выбору зла, который все еще представляет
собой желание, а выбору «в пользу» зла с полным осознанием дела? И ответ
Брессона ничем не отличается от
ответа гетевского Мефистофеля: наш брат, дьяволы и вампиры, таков, что мы
свободны лишь в первом акте, но уже рабы второго. Как раз это и говорит здравый
смысл (не так красноречиво) словами
комиссара из «Карманника»: «остановиться невозможно», вы выбрали ситуацию, которая уже не оставляет
вам выбора. Именно в этом смысле три
типа ранее упомянутых персонажей становятся причастными к неправильному выбору,
тому выбору, который происходит не
иначе, как при условии, что герой отрицает то, что выбор есть (или пока есть). И сразу становится понятным, что такое
выбор с точки зрения лирической абстракции — это осознание выбора как жесткая духовная детерминированность.
Это не выбор Добра или зла. Это
выбор, который определяется не тем, что выбирает выбирающий, а возможностью, к которой он может обратиться в любой момент, возможностью начать сначала и тем
самоутвердиться, каждый раз вновь
ставя на весь кон в игре. И даже если выбор имеет в виду самопожертвование личности, то она идет на
эту жертву лишь при условии знания о том, что каждый раз ей пришлось бы
начинать сначала, и что каждый раз она
возобновляет этот поступок (здесь опять же концепция существенно отличается от экспрессионистской, согласно которой жертва совершается раз и навсегда).
У самого Штернберга подлинный выбор совершается не красной
императрицей и не той героиней, что
выбрала месть в «Шанхайском жесте», а избравшей самопожертвование в «Шанхайском экспрессе» при
одном-единственном условии: не
оправдывать себя, не стремиться к самооправданию, не давать отчета. Персонаж, сделавший правильный
выбор, обретает себя в
самопожертвовании или же по ту сторону самопожертвования, которое непрестанно возобновляется: у Брессона это
Жанна д'Арк, это приговоренный к смерти, это сельский священник; у
Дрейера -опять же Жанна д'Арк, но также и
героини его большой трилогии: Анна из «Dies irae», Ингер из «Слова», наконец, Гертруда. Следовательно, к трем предшествующим типам нужно добавить
и четвертый: |