чувств и переживаний, которые испытывают в
этой среде реальные люди. А куски отрываются от предметов, на самом деле
в этой среде формирующихся. Похоже, будто изначальные
миры появляются лишь тогда, когда мы чересчур перегружаем, утолщаем
и слишком далеко продлеваем невидимые линии, перекраивающие реальность и
искажающие поведение и предметы. Действия преодолеваются по
направлению к первозданным поступкам, из которых они не состояли; предметы - по
направлению к кускам, из которых их невозможно воссоздать; люди — в сторону энергий, которые их не «организуют». И выходит,
изначальный мир существует и действует лишь в основании некоей реальной среды,
и имеет значение лишь благодаря
своей имманентности по отношению к этой среде, чье неистовство и чью
жестокость он изобличает, — но также и среда
предстает как реальная лишь в собственной имманентности по отношению к
изначальному миру, она имеет статус «производной» среды, получающей от изначального мира себе на долю
временный характер. Необходимо, чтобы действия и способы поведения, люди и
предметы занимали производную среду и в ней «развертывались», тогда как
импульсы и куски населяли изначальный мир, влекущий за собой целое. Вот почему последователи натурализма заслуживают
ницшеанского эпитета «врачей
цивилизации». Они ставят цивилизации диагноз. Натуралистический образ,
образ-импульс фактически обладает двумя типами знаков: симптомами, а также идолами либо фетишами. Симптомы обозначают присутствие импульсов в производном мире,
а идолы или фетиши служат для
отображения кусков. Это мир Каина и знаки Каина. Словом, натурализм отсылает сразу к четырем
координатам: изначальному миру - производной среде и импульсам-видам
поведения. Вообразите произведение, где
производная среда и изначальный мир реально отличаются друг от друга и действительно друг от друга отделены: даже если между ними устанавливаются разного рода
соответствия, натуралистичного произведения они не образуют1. Натурализм в кино представлен двумя великими творцами, Штро-геймом и Бунюэлем. У них создание изначальных миров может проявляться в весьма разнообразных локальных формах, как искусственных, так и естественных: у Штрогейма это вершина горы в «Слепых мужь- 1 Например, в «Свинарнике»
Пазолини изначальный каннибальский мир отделен от производной среды свинарника, и они составляют две резко очерченные
области: следовательно, фильм этот
натуралистическим не является (Пазолини отвергал натурализм, который намеренно
представлял себе слишком упрощенно). Зато и в сфере кинематографа, и в других
областях бывает так, что изначальный мир сам образует производную среду, чья реальность предполагается: так
обстоят дела с фильмами, описывающими
доисторические события (например, «Борьба за огонь» Анно), с многочисленными научно-фантастическими
фильмами и фильмами ужасов. Некоторые
из таких фильмов относятся к натурализму. В литературе же Рони-старший, автор «Борьбы за огонь», создает
в натурализме жанр «первобытного» исторического
романа с элементами романа научно-фантастического. |