![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
широта также
является основным местом действия в «Ангеле истребления», вначале воплотившемся в буржуазном салоне,
который таинственно закрылся, а после тою как салон открылся
заново, водворившемся в соборе, где оставшиеся в живых участники буржуазного
салона собрались вновь. Та же самая широта фигурирует и
в «Скромном обаянии буржуазии», и это.место действия восстанавливается во всей последовательности производных мест, чтобы воспрепятствовать свершению события, которого ожидают герои. Собственно говоря, такой же была матрица еще «Золотого века», где прослежены все достижения
человечества: они вновь ушли в изначальный мир, едва успев
выйти из него. В натурализме в кинематографический образ с большой силой входит время. Митри справедливо утверждает, что «Алчность» является
первым фильмом, свидетельствующим о
«психологическойдлительно,-сти», как об эволюции или онтогенезе
персонажей. Присутствует время и у Бунюэля, но скорее в виде
филогенеза и периодизации этапов развития'человечества
(по всей видимости, не только в «Золотом веке», но и во «Млечном пути», где имеются заимствования из всех
периодов, но порядок последних перевернут)1.
И все же бросается в глаза, что у натуралистов время поражено каким-то
единосущным ему .проклятием. По сути дела, о Штрогейме можно
сказать то, что Тибоде лисал о Флобере: длительность для него есть нечто не столько
творящееся, сколько разрушающееся и при
этом низвергающееся. Стало быть, она неотделима от энтропии и деградации. И как
раз в этом пункте Штрогейм сводит
счеты с экспрессионизмом. Разделяет с экспрессионизмом он, как мы видели, трактовку света и тьмы, которую
он проводит так же, как Ланг или
Мурнау. Но у них время существовало лишь по отношению к свету и тени, так что деградация персонажа только и могла выразиться, что в низвержении во тьму, в падении в
черную дыру (как в «Последнем
человеке» Мурнау, но также и в «Лулу»
Пабста, и даже в «Голубом
ангеле» Штернберга, в этом
упражнении по имитации экспрессионизма).
А вот у Штрогейма все обстоит как раз наоборот: он непрестанно упорядочивал свет и тени по стадиям
зачаровывавшей его деградации, он подчинял свет времени, понимаемому как
энтропия. У Бунюэля явление деградации наделяется не меньшей, а, возможно, даже и большей автономией, нежели у Штрогейма, ибо это деградация, явным образом охватывающая род человеческий. «Ангел истребления» свидетельствует о регрессии, по меньшей мере
равной той, что показана в «Алчности». Как бы там ни
было, различие между Штрогей-мом и Бунюэлем, вероятно, состоит в
том, что у Бунюэля деградация понимается не столько как ускоренная энтропия,
сколько как убыстряющееся повторение и вечное возвращение.
Изначальный мир, стало |
![]() ![]() |