пов
поведения, которые они производят и воодушевляют: каннибальских, садомазохистских, некрофильских и т. д. Бунюэль обогатил их
инвентарь, учтя чисто духовные импульсы и извращения, а они еще сложнее. И
таким биопсихическим путям нет пределов. Марко Фер-рери —
несомненно, один из немногих современных режиссеров, унаследовавших подлинные натуралистические
инспирации, а также искусство пробуждать изначальный мир в рамках
реалистической среды (сюда, например, относится громадный труп
Кинг-Конга на территории университетского
городка при большой натурной съемке, или же музей-театр из фильма «Прощай, самец»). В своих картинах он придумывает
странные импульсы, к примеру, материнский импульс у самца в фильме «Прощай,
самец» или даже неодолимый импульс свистеть на воздушном шаре в фильме «Брейк-ап». Другим аспектом является объект импульса, то есть кусок, принадлежащий изначальному миру и одновременно отрываемый от реального объекта
из производной среды. Объект импульса — это всегда «частичный объект» или
фетиш, кусок плоти, как бы отрубленная часть тела, хлам, женские панталоны,
обувь. Туфли как сексуальный фетиш - повод для сопоставления Штрогейма с
Бунюэлем, в особенности, «Веселой вдовы»
первого с «Дневником горничной» второго. И выходит, что образ-импульс, несомненно, представляет
собой единственный случай, когда крупный план действительно становится
частичным объектом; но это вовсе не потому,
что крупный план «является» таким
объектом, а оттого, что частичный объект, будучи объектом импульса, дается в этих случаях исключительно
крупным планом. Импульс - это действие отрывающее, разрывающее,
ломающее. А значит, извращение — это не отклонение от импульса, а его
производная, то есть его нормальное выражение в производной среде. Это обычные отношения между хищником и его добычей. Калека
является добычей par excellence, ибо неясно, что у
него кусок: то ли недостающая часть тела, то
ли остальное тело. Но он еще и хищник, и неутолен-ность импульсов, голод бедняков способствуют
хватанию кусков не меньше, чем
пресыщенность богачей. Так, королева из «Королевы Кел-ли» роется
в коробке конфет, словно нищая в помойном ведре. Роль калек и уродов в натурализме столь велика потому, что они являются одновременно
и деформированными объектами, которыми овладевает импульсивное действие, и
уродливыми «эскизами» субъектов, играющими в
таких действиях роль субъектов. В-третьих, правило или судьба импульса заключается в коварном, но насильственном захвате всего, что позволительно в данной
среде, и, если возможно, в переходе из одной среды в другую. Эти исследование и исчерпание сред не прекращаются. Каждый раз импульс выбирает себе кусоквтой или иной среде, хотя выбором в строгом смысле это назвать нельзя: импульс любыми средствами захватывает все, что |