![](3.files/image110.gif)
предоставляет ему
каждая среда, даже если впоследствии придется зайти
гораздо дальше. К примеру, в одной сцене из «Любовниц Драку-лы» Теренса
Фишера показан вампир в поисках избранной жертвы; когда он ее не находит, он довольствуется другой,
ибо его жажда крови должна быть
утолена. Это важная сцена, ибо она свидетельствует об эволюции фильма
ужасов — от готики к неоготике, от экспрессионизма
к натурализму: мы уже не находимся в стихии аффекта, мы перешли в среду
импульсов. (Опять же импульсы, заметим в скобках, воодушевляют прекраснейшие
фильмы Марио Бавы, хотя и по-иному) В «Глупых женах» Штрогейма
герой-соблазнитель переходит от горничной к
светской даме, а заканчивает слабоумной калекой: им движет стихийная
сила хищнических импульсов, заставляющая его исследовать
все среды и выхватывать из них все, что он находит в каждой. Полная
исчерпанность среды: мать, слуга, сын и отец — также составной элементбунюэлевской «Сусанны»К Необходимо, чтобы импульс был исчерпывающим. И здесь недостаточно
даже утверждать, будто импульс
довольствуется тем, что ему дает или предоставляет среда. Суть этой
удовлетворенности не смирение, а бьющая через край радость, когда импульс
обретает могущество собственного выбора, поскольку
в самых глубинах последний представляет собой желание изменить среду, найти
новую среду для исследования и разрушения, обнаруживая тем большее
удовлетворение тем, что новая среда предоставляет — каким бы низким,
отвратительным и омерзительным оно ни было.
Радости импульса несоизмеримы с аффектом, то есть с внутренними
качествами возможного объекта.
И дело здесь в том, что изначальный мир всегда допускает сосуществование
и последовательное расположение реальных и отличных друг от друга сред,
что отчетливо заметно у Штрогейма, и еще более — у Бунюэля. И, несомненно, здесь необходимо различать положение бедняков и
богачей, хозяев и слуг. Бедному слуге труднее исследовать и исчерпать среду богатых, нежели богачу, настоящему
или мнимому, проникнуть в среду низкую, к беднякам, чтобы захватить там себе
добычу. Тем не менее очевидности
доверять не стоит. Если Штрогейм всегда рассматривает эволюцию богача в
собственной среде и его падение
1 Здесь возможно
сопоставление с Пазолини, ибо в его фильме «Теорема» также показана семейная среда, в буквальном смысле
исчерпанная оказавшимся в ней персонажем-пришельцем Однако же у Пазолини речь
идет прежде всего об «исчерпывании» логическом, втом значении, в каком,
например, доказательство исчерпывает
множество возможных случаев, где появляется некая геометрическая фигура В этом и состоит оригинальность Пазолини
отсюда название «Теорема», а также роль внешнего персонажа как агента
сверхъестественных сил или демонстратора духов У Бунюэля же и в натурализме
наоборот импульсы овладевают внешним персонажем, а тот приступает к физическому
исчерпыванию данной среды (как в «Сусанне»).
Предыдущая Следующая