на дно общества,
то Бунюэль (как впоследствии и Лоузи) анализирует противоположное
и, может быть, более устрашающее явление, ибо оно
тоньше, вкрадчивее и ближе к повадкам умеющих выжидать грифа или гиены: нашествие попрошаек или слуг,
использование ими богатой среды и манера, посредством которой они ее
исчерпывают (не только «Сусанна», но
еще и нищие и служанка из «Виридианы»). Как у бедных, так и у
богатых цель и судьба импульсов одна: разорвать на куски, урвать кусок,
накопить хлам, набросать целое поле отбросов
и объединить все импульсы в единственном и одинаковом импульсе смерти.
Всепоглощающая смерть, импульс смерти - вот чем насыщается натурализм. Он достигает здесь беспросветной черноты, хотя
это и не последнее его слово. И перед тем как сказать последнее слово,
не столь безысходное, как можно от него ожидать, Бунюэль добавляет еще и такое: к одному и тому же делу
деградации сопричас-тны не только
бедняки и богачи, но также добрые и святые люди. Ибо они тоже размножаются на свалках и остаются
приклеенными к кускам, которые они
утаскивают. Вот почему циклы Бунюэля все же приводят к деградации, столь же обобщенной, как и энтропия Штрогейма. Каждый человек совмещает в себе хищного
зверя и паразита. Дьявольский голос
может сказать святому Назарину, чьи добрые дела лишь непрестанно ускоряют деградацию мира: «Ты так же бесполезен, как и я...», ты всего лишь паразит. Богатая,
красивая и добрая Виридиана
эволюционирует не иначе, как через осознание собственных бесполезности и паразитизма, без которых
немыслимы импульсы делать Добро. Повсюду
один и тот же импульс паразитизма. И это диагноз. К тому же два полюса фетишизма: фетиши Добра и фетиши Зла,
фетиши святости и фетиши преступлений или сексуальности — объединяются и меняются местами: таковы целая
серия гротескных Христов у Бунюэля
или же распятие-кинжал из «Виридианы». Можно обращаться креликвиям добра или зла, следуя
словарю магии; использовать колдовские изображения или предметы
колдовства — таковы два аспекта одного и
того же симптома Даже влюбленные из «Золотого века» следуют не столько против течения истории, сколько по ее наклонной плоскости: бранятся из-за фетишей, к
которым привязываются; предвосхищают
«износ» своей любви или будущие происшествия, — и вот они уже
расстались. Как писал Друзи, странно, что сюрреалисты
полагали, будто видят в этой истории пример безумной любви '. Правда,
Бунюэль с самого начала находился с сюрреализмом приблизительно в таких же
двойственных отношениях, как Штрогейм — с
экспрессионизмом: он пользовался его приемами, но в совершенно иных целях, ради
всемогущего натурализма. D г о u z у, Op cit, р 74—75 |