195 И все же между натурализмом Штрогейма и натурализмом Бунюэля существуют значительные различия. В литературе нечто подобное можно наблюдать на примере Золя и Гюйсманса. Гюйсманс утверждал, что
Золя воображал только телесные импульсы в стереотипных социальных средах, когда
человек может войти лишь в изначальный мир зверей. Сам же
он стремился к натурализму души, больше считающемуся с
искусственными конструкциями извращений, но также, возможно, и со сверхъестественным мирозданием веры. Аналогично этому, открытие
Бунюэлем страстей, свойственных душе, таких же сильных, как голод и сексуальность, и содержащих их в себе, привело к наделению извращений духовной ролью, которой у
Штрогейма они не имели. И, в
особенности, радикальная критика религии подпиты-валась истоками возможной
веры, а безудержная критика христианства
как института оставила Христу шанс как личности. Не так уж неправы те, кто видит в творчестве Бунюэля
внутренний спор с собственными
христианскими импульсами: извращенец, и особенно Христос, очерчивают нечто скорее потустороннее, нежели лежащее по эту сторону, и четко формулируют проблему,
которая выражается в виде вопроса о
спасении, даже если Бунюэль сильно сомневается в каждом из средств этого спасения: и в революции, и в любви, и в вере. Об
эволюции, какую могло бы претерпеть творчество Штрогейма, сейчас едва ли
можно даже догадываться'. Но в существующем множестве его фильмов
фундаментальное движение — то, которое изначальный мир навязывает средам, то есть деградация, падение или же энтропия. А следовательно, вопрос о спасении может
ставиться лишь в форме локального устранения энтропии, что свидетельствует о
способности изначального мира скорее
открывать некую среду, нежели закрывать ее. Примеры этого - знаменитая
сцена чистой любви среди яблонь в 1 После «Королевы
Келли» Штрогейм снял еще один фильм, единственный свой звуковой фильм, который должен был называться «Пешком
по Бродвею», но он появился в
искаженном виде, под названием «Хэлло, сестра» и под именем другого режиссера. Опираясь на свидетельства и документы,
Мишель Симан провел подробный анализ сцен, которые можно атрибуировать в
нем Штрогейму («Les conquerants d'un nouveau
monde». Gallimard, p. 78—94). Но
эпизоды, чья атрибуция Штрогейму
правдоподобна, равно как и штрогеймовский сценарий, на наш взгляд, остаются в русле его предшествовавшего творчества.
Больше элементов возможной эволюции
содержится, возможно, в «Медовойлуне», продолжении «Свадебного марша», фильма, который Штрогейму не дали осуществить. Фактически речь в нем должна была идти о духовном обращении героини,
которое, несомненно, открывало перед Штрогеймом новые сферы. Прочие элементы
эволюции можно легко найти в его кинороманах: и в «Пото-Пото» с его
африканским миром и тем, как влюбленные спасаются любовью; и в «Паприке» с
миром цыганским и смертью влюбленных
на цветочном лугу. |