цвету в «Свадебном марше», а также
вторая часть этого фильма, «Медовая луна», где, по-видимому речь должна была идти о возникновении духовной жизни. Но у Бунюэля мы видели замещение энтропии идеей
цикла или вечного возвращения. И все же, несмотря на то, что вечное
возвращение столь же катастрофично, как и энтропия, а также вопреки тому, что цикл приводит во всех своих
частях к такой же деградации, они извлекают из повторения такую духовную мощь,
которая по-новому ставит вопрос о возможном спасении. Добрый или святой
человек — пленники цикла в такой же степени, что и мерзавец или злодей. Но
разве повторение не в силах выйти за пределы собственной цикличности и «перепрыгнуть» по ту сторону добра и зла? Ведь повторение губит нас и способствует нашей
деградации, однако именно оно может и спасти нас, и предоставить нам
выход из иного повторения. Уже Кьеркегор
противопоставлял повторение прошлого, закабаляющее
и способствующее деградации, обращенному в будущее повторению веры, возвращающему нам все в потенции
не Блага, но абсурда. Вечному
возвращению как воспроизведению чего-то уже готового раз и навсегда
противостоит вечное возвращение как воскресение, как новый дар нового и возможного. Весьма близкий к Бунюэлю Раймон Руссель, любимый автор сюрреалистов,
создавал «сцены», или повторения одного и того же, рассказанные дважды.
Так, в «Locus solus» восемь трупов в одной стеклянной клетке воспроизводят события из их жизни; а Люсьюс Эгруазар, артист и гениальный ученый, сходит с ума после убийства собственной дочери, до бесконечности повторяет его
подробности, а затем изобретает машину, которая записывает голос некоей
певицы, деформирует его и так хорошо восстанавливает голос убитого ребенка, что к несчастному отцу возвращается все: и
дочка, и счастье. Мы переходим от бесконечного и неопределенного повторения
к повторению как решающему моменту, от повторения закрытого к повторению
открытому, от повторения, не только бьющего
мимо цели, но и порождающего промахи, к повторению, не только
достигающему успеха, но и воссоздающему образец или оригинал'. «Locus solus» — настоящий сценарий Бунюэля. По сути
дела, дурное повторение не воспроизводится
просто потому, что событие промахивается мимо самого себя, и дурное
повторение — виновник промаха, — как в «Скромном обаянии буржуазии», где
повторение обеда показывает деградацию всех
сред, которые оно замыкает в самих себе (церковь, армия, дипломатия...). Что же
касается «Ангела истребления»,
то закон дурного повторения
удерживает приглашенных в комнате с непреодолимыми границами, тогда как
«хорошее» повторение как будто устраняет границы и делает комнату открытой в
мир. 1 Тему повторения у
Кьеркегора и Русселя анализирует и сопоставляет Мишель Бютор: «Repertoire I». Ed. de Minuit. |