196 Жиль Целё'з Кино-1. Образ-движение 197 У Бунюэля, как и у Русселя, дурное повторение выступает в виде
неточности или же несовершенства: так, в «Ангеле истребления» одни и те же два гостя
в первый раз представлены с теплотой, а во второй -прохладно; тост хозяина один
раз встречен с безразличием, а второй — с
всеобщим вниманием. А вот спасающее повторение предстает как точное, и единственно точное: как раз тогда, когда
девственница предлагает себя в жертву
Богу-хозяину, гости садятся в точности как вначале и мгновенно обретают
освобождение. Но точность — лжекритерий, и
она замещает нечто иное. Повторение прошлого в материальном смысле возможно,
однако невозможно в духовном, то есть во Времени; и напротив, повторение
веры, обращенной в будущее, представляется невозможным материально, но
возможным духовно, поскольку оно состоит в том, чтобы начать все сначала и поплыть против течения времени, порабощенного
циклом, благодаря Присутствующему во
времени творческому моменту. Так, значит, существует два сталкивающихся типа повторения: импульс смерти и импульс
жизни? Бунюэль предоставляет нам широчайший выбор, и мы можем начинать ис различения, и со смешения обоих повторений. Гости Ангела хотят помянуть некое событие,
то есть повторить спасшее их
повторение, однако тем самым впадают в повторение, которое их губит: собравшись в церкви ради того,
чтобы прочесть Те Deum, они оказываются
пленниками, и это ощущение усиливается и становится
все напряженнее при том, что назревает революция. В фильме «Млечный Путь» Христос как человек
долго сохраняет возможность открытости миру, и происходит это в
разнообразных средах, сквозь которые
проходят два паломника; но создается впечатление, что под конец все вновь
становится замкнутым, а Христос — не горизонт,
а заграждение1. Для того, чтобы достичь повторения, которое приводит к спасению или изменяет жизнь по ту
сторону добра и зла, не следует ли
порвать со всем строем импульсов, разрушить временные циклы, добраться до элемента, подобного подлинному «желанию»
или непрестанно возобновляемому выбору (мы уже видели это в связи с лирической
абстракцией)? Как бы там ни было, возведя в мировой закон не столько энтропию, сколько повторение, Бунюэль кое-что выиграл. Могущество повторения он вкладывает в кинематографический образ. Тем самым он уже преодолевает мир импульсов,
достигая врат> времени и избавляя его от наклонной
плоскости или циклов, все еще подчинявших его какому-то
содержанию. Бунюэль не останавливается на симптомах и фетишах, а
разрабатывает еще один тип знака - назовем его «сценой»; 1 Морис Друзи
произвел во «Млечном Пути» анализ планов, где выступает Христос, и поставил вопрос о том, каким мыслит
Бунюэль возможноеосвобождение: р. 174 sq. |