202 Жиль Делёз Кино-1.
Образ-движение 203 Сервильность, подобно паразитизму в фильмах Бунюэля, равно характерна и для
хозяина, и для слуги. Деградация и является симптомом этого импульса всеобщей сервильности, которому соответствуют разнообразные фетиши: улавливающие зеркала и
магические статуэтки. Фетиши предстают и в совершенно сбивающей с толку
форме колдовских изображений — вместе с каббалистикой из фильма «Господин Кпяйн» и, в особенности, с одурманиванием белладонной из «Посланника». Если верно, что натуралистическая деградация прошла у Штро-гейма через
своего рода энтропию, а у Бунюэля - через цикличность или повторение, то теперь
она принимает еще один вид. Эту третью форму можно назвать «обращенность против
себя». Здесь это понятие наделено простым и типичным для Лоузи смыслом.
Первозданное буйство импульсов задействовано
всегда, но оно слишком интенсивно, чтобы перейти в действие. Оно как
будто не находит достаточно значительного
действия, которое было бы адекватным ему в производной среде. Персонажем безраздельно овладевает неистовство импульсов, и он начинает внутренне
содрогаться, именно в этом смысле
становясь добычей и жертвой собственной импульсивности. Так Лоузи расставляет ловушки, приводящие к
психологическим искажениям смысла его
произведений. Персонаж может произвол дить впечатление слабака,
компенсирующего собственную слабость внешней
грубостью, к которой он прибегает, когда не видит другого выхода, — и
при этом рискует сразу же потерять все силы. Похоже, так обстоят дела уже в «Безжалостном времени», а также в более
позднем фильме «Форель»: каждый
раз взрослый совершает убийство, ощущая свое бессилие, и тут же
становится слабым, будто ребенок. Но на
самом деле никакого психологического механизма Лоузи не описывает, а только
изобретает экстремальную логику импульсов. Ведь о мазохизме говорить неинтересно. В основе фильмов Лоузи лежит
импульс, который — по природе своей — оказывается слишком мощным для персонажа, каким бы ни был у того характер. Это неистовство
прячется у героя в душе, и оно — отнюдь не простая видимость; однако же оно не
может пробудиться, то есть проявиться.в производной
среде, без того, чтобы мгновенно надломить персонажа или же вовлечь его в будущее, связанное с его
деградацией и смертью. Герои Лоузи притворяются не сильными людьми, а
слабаками: они заранее обречены из-за переполняющей их необузданности,
заставляющей их импульсивно исследовать некую среду до конца — но все это ценой исчезновения их самих вместе с
их средой. Пример такого становления, расставляющего нам западню
психологических и психоаналитических
интерпретаций, гораздо более обильных, чем для любого другого фильма
Лоузи, — фильм «Господин Кляйн». Для его
героя характерно то самое подавление неистовства, которое мы |