всегда
обнаруживаем у Лоузи (этой статичной необузданностью, без которой нельзя играть в фильмах Лоузи, обладает Ален Делон). Но основная примета «Господина
Кляйна» — в том, что одолевающее героя
буйство импульсов вовлекает его в чрезвычайно необычное становление: во
время нацистской оккупации его принимают за еврея -он же начинает протестовать и вкладывает все свое мрачное неистовство
в расследование, чтобы изобличить несправедливость того, что с ним сделали. И все же не ради права и не в
силу осознания какой-то более
фундаментальной справедливости, а всего лишь благодаря охватывающему его буйству, он постепенно делает основополагающее открытие: даже если бы он был евреем,
все эти импульсы продолжали бы
противостоять насилию, производному не от их порядка, а от социальных порядков господствующего режима. В итоге персонаж разделяет участь еврея и обрекает
себя на гибель вместе с массой
евреев. Вот как нееврей становится евреем1. В связи с «Господином Кляйном» во многих комментариях речь шла о роли двойни-чества и о проведении расследования. Нам же эти
темы представляются вторичными и подчиненными образу-импульсу, то есть
статическому неистовству персонажа, у
которого в производной среде нет иного
выхода, кроме обращения этого буйства на себя, кроме становления,
приводящего его к гибели, которая выступает как наиболее ошеломляющее из логических допущений. Есть ли у Лоузи идея спасения, пусть даже наделенного такой двусмысленностью, как у Штрогейма или Бунюэля? Если она и есть, то искать ее нужно в образах женщин. На первый взгляд, мир импульсов и
среда симптомов герметически охватывают мужчин, побуждая их к своеобразной мужской гомосексуальной игре, из которой у них нет выхода. Что же касается «первозданных» женщин, то они в натуралистических фильмах Лоузи, как правило, не встречаются (за исключением героини «Модести Блейз», женщины импульсивной и имеющей фетиши, — но она
воспринимается как пародия). Зачастую героини фильмов Лоузи изображаются
впереди среды, в борьбе с ней и вне изначального
мира мужчин, по отношению к которому они выступают исключительно то в роли жертв, то в роли потребительниц. Именно
они намечают пути выхода из ситуаций и завоевывают для себя творческую, артистическую либо попросту
практическую свободу: им 1 Об этом же
повествуется в одном из лучших романов Артура Миллера, «Фокус». Ed. de Minuit: заурядного американца, которого по ошибке
принимают за еврея, преследует Ку- Клукс-
Клан, бросают друзья и жена; он начинает протестовать и доказывать, что
он — истинный ариец; затем он постепенно начинает понимать, что эти преследования были бы не менее омерзительными,
если бы он был евреем на самом Деле,
и в конце концов добровольно признает себя евреем. Только что рассмотренный
фильм Лоузи нам кажется близким по духу к этому роману Миллера. |