определяя двойное противопоставление: с одной
стороны, утесы Портленда, «их первозданный пейзаж и военные
сооружения», их дети, ставшие радиоактивными мутантами
(изначальный мир), но также и «убогий викторианский стиль
невзрачного морского курорта в Веймуте» (производная среда); с
другой стороны, громадные птицы, вертолеты и скульптуры (импульсивные образы и
действия), но также и банда мотоциклистов с подобными крыльям мотоциклетными рулями (порочные поступки в производной среде)1. От фильма к фильму четыре измерения меняются и вступают в различные отношения противопоставления или же дополнительности, сообразно тому, что именно Лоузи желает сказать или показать. 1 Процитировано
Пьером Риссьеном (Rissient Pierre. «Losey». Ed. Universitaires,
p. 122-123). Кино-1.
Образ-движение 207 Глава IX Образ-действие: большая форма 1 Мы вступаем в
область, поддающуюся более легкому определению: производные
среды обретают независимость и начинают иметь самостоятельное
значение. Качества и возможности уже не появляются в
«каких-угодно-пространствах» и не заполняют изначальные миры, но актуализуются
непосредственно в разных видах детерминированного пространства-времени:
географического, исторического и социального. Аффекты и импульсы предстают
теперь не иначе, как воплощенными в разных
типах поведения, в форме управляющих
ими или же их разрушающих эмоций или страстей. Это и есть Реализм. Правда, существуют различного рода
переходные явления. И уже тенденцией
немецкого экспрессионизма было нагромождение теней и светотеней в физически и социально определенных пространствах (Ланг, Пабст). И наоборот,
детерминированная среда может
актуализовать такие возможности, благодаря которым она сама сможет выступать в роли изначального мира
или «какого-угод-но-пространства»:
это явление мы видим в шведской лирической школе. И все равно реализм
определяется собственным специфическим
уровнем. На этом уровне он ни в коей мере не исключает вымысла и даже грезы; он может включать в себя
фантастическое, необыкновенное, героическое и особенно мелодраму; он может содержать преувеличения или чрезмерности, но лишь
такие, что ему не противоречат.
Формируется же реализм из сред и типов поведения — из актуализующих сред
и воплощающих типов поведения. Образ-действие является отношением между ними, а
также всеми разновидностями такого
отношения. Именно эта модель обеспечила всемирный триумф американскому
кино — вплоть до того, что оно стало служить
своего рода дипломом иностранным режиссерам, внесшим вклад в его формирование. Среда всегда актуализует несколько качеств и возможностей. Она производит их глобальный синтез и сама представляет собой Окружающую Среду,
или Охватывающее, тогда как качества и возможности
становятся силами в этой среде. Среда и ее силы искрив- |