ляются, воздействуют на персонажа,
бросают ему вызов и образуют ситуацию, куда
он попадает. Персонаж, в свою очередь, реагирует (действием в собственном смысле слова), отвечая ситуации, видоизменяя среду либо свои отношения со средой, с
ситуацией, с другими персонажами. Ему предстоит выработать новый способ
существования (габитус) или возвысить
собственный способ существования на
уровень требований среды или ситуации. Он превращает ее в модифицированную или исправленную ситуацию,
делая ее новой. Все индивидуировано:
и среда как определенное пространство-время,
и ситуация как обусловливающий и обусловленный фактор, и коллективный персонаж в такой же степени, как
индивидуальный. И, как мы видели в
классификации образов Пирса, это царство «дво-ичности», то есть такое, где всего имеется по два. Ведь еще в средах мы различаем качества-возможности, а также
актуализующие и о-ложения вещей. Ситуация и персонаж, или действие,
подобны двум членам пропорции, сразу и
коррелятивным, и антагонистичным. Действие же как таковое представляет
собой поединок между силами, серию дуэлей:
дуэль со средой, с другими, с самим собой. Наконец вытекающая из
действия новая ситуация образует пару с ситуацией
отправной. Таково множество образов-действий, или же по крайней мере первичная форма образа-действия. Ей
свойственна органическая
репрезентация, и кажется, что эта репрезентация наделена дыханием. Ибо
она расширяется в сторону среды и сужается по
направлению к действию. Аточнее говоря, она расширяется или сужается во
все стороны — в зависимости от состояний ситуации и требований действия. Тем не менее, можно утверждать, что во множестве сред имеется нечто напоминающее две разнонаправленные спирали, одна из которых сужается
по направлению к действию, а другая — расширяется
к новой ситуации: и пространство, и время принимают форму рюмки для яиц
или песочных часов. Формулой этого органического и спиралевидного представления
будет CACIfai ситуации к преобразованной ситуации через посредство действия).
Нам представляется, что эта формула соответствует тому, что Бёрч называл «большой формой»1. Этот образ-действие, или
эта органическая репрезентация,
имеет два полюса или же, скорее, два знака, один из которых отсылает
прежде всего к органическому, а другой — к активному или функциональному.
Первый мы назовем синсигнумом (synsigne),
частично
согласуясь с Пирсом: синсигнум есть множество качеств-возможностей, актуализованных в некоей среде, в каком-либо по- 1 Ноэль Бёрч
предлагает этот термин, чтобы охарактеризовать структуру фильма Ланга «М»: «Le travail de Fritz Lang» в книге «Cinema, thiorie, lectures». 208 Жиль Деяез Клно-1. Образ-движение 209 ложении вещей
или в детерминированном пространстве-времени1. Второй же полюс мы хотели бы назвать биномом, чтобы обозначить любой поединок, то есть именно то, что, собственно, и является активным
в образе-действии. Бином возникает, как только состояние некоей силы отсылает к антагонистической силе, и в особенности тогда,
когда одна (или обе) силы является (являются) «намеренной» («намеренными») и включает (включают) в свое проявление даже усилие по
предотвращению действия иной силы: субъект действия действует в зависимости от того, что, по его мнению, собирается делать другой. Стало быть, образцовыми примерами биномов служат притворные действия, показные трюки, ловушки. В вестерне моменты поединков, когда улица пустеет, а герой выходит из дома и идет весьма характерной походкой, силясь разгадать, где находится другой и что он собирается делать,
можно назвать биномами par excellence. |