Ср.: То у n b e e. «VHistoire». Gallimard. 210 Жиль Лелё'з Кино-1.
Образ-движение 211 ции-среды, плавильного тигля и объединения
всех национальных меньшинств (единодушный взрыв хохота в
конце фильма «Толпа», или же одно и то же
выражение, возникающее на лицах представителей желтой, черной и белой рас в «Уличной сцене»); с другой же стороны,
идея вождя, то есть такого представителя той или иной нации,
который умеет отвечать на вызовы среды, как и на
трудности ситуации («Хлеб наш насущный»,
«Американский романс»). Даже в периоды тяжелейших кризисов это хорошо управляемое единодушие лишь сдвигается и покидает одну сферу только для того, чтобы восстановиться в другой: покинув город, оно переходит в сельскохозяйственные сообщества, а затем перескакивает «от пшеницы к стали», в тяжелую промышленность. Тем не менее
единодушие может оказаться фальшивым, а индивид — предоставленным самому себе. И разве не это показано в «Толпе», где
город выведен как искусственное и
безразличное сообщество людей, а человек — как брошенное на произвол
судьбы существо, лишенное ресурсов и реакций? У фигуры CACI, в которой индивид видоизменяет ситуацию, действительно имеется противоположность,
ситуация САС, когда индивид
уже не знает, что делать, и в лучшем случае попадает в исходную ситуацию: таков
американский кошмар из фильма «Толпа». Может случиться даже так,
что ситуация ухудшится, а индивид будет
падать по нисходящей спирали все ниже и ниже: фигура САСН, Правда, в американском кинематографе предпочитают
показывать уже деградировавших
персонажей типа алкоголиков Хоукса, чья история состоит в исправлении. И тем не менее, когда мы видим сам процесс деградации, то очевидно, что он подается
совсем в иной манере, нежели в
экспрессионизме или же в натурализме. Речь идет уже не о падении в черную дыру, а также не об
энтропии как об импульсивном «съезжании» (хотя для Кинга Видора был
характерен такой натуралистический подход).
Реалистическая деградация на американский
лад проходит в форме «среда-поведение» или «ситуация-действие». В ней
выражается уже не судьба аффекта или импульсов, а патология среды и нарушенное
поведение. Это наследница литературной
традиции «помрачения ума» в духе Фицджеральда или Джека Лондона:
«Пьянство было одним из способов существования, которое я вел, и привычкой людей, с которыми я общался...» Деградация характеризует
человека, живущего в среде изгоев, фальшивого единодушия и ложной общности
взглядов, и он может придерживаться лишь
искусственно цельных видов поведения, поведения сумасбродного, которому не
удается даже организовать собственные сегменты. Этот человек - «пропащий
от рождения», «уж он-то наделает дел». Мир
баров, как в «Потерянном Уик-энде» Уайлдера (несмотря на счастливый конец), мир бильярда в «Мошеннике» Россена
и, в особенности, криминальный мир, связанный с сухим законом, образуют большой жанр черного фильма. В этом аспекте черный
фильм выразитель- |