но описывает
среду, излагает разнообразные ситуации, «сжимается» при подготовке действия, причем расписывает его по минутам (такова, к примеру, модель вооруженного ограбления поезда), и прорывается к новой
ситуации, в которой чаще всего восстанавливается порядок. Но ведь как раз
потому, что гангстеры — люди пропащие, вопреки
могуществу их среды и эффективности их действий получается, что нечто подтачивает и среду, и действия,
поворачивая спираль героям во вред.
Значит, с одной стороны, «среда» представляет собой фальшивую общность и превращает сообщество в джунгли,
где всякий союз является непрочным и
обратимым; с другой же стороны, сколь бы опытными ни были типы поведения, их нельзя назвать подлинными
габитусами и настоящими реакциями на ситуацию, ибо они обнаруживают дезинтегрирующий их сдвиг или надлом. Такова
история «Лица со шрамом» Хоукса, где все сумасбродства героя и все мелкие сдвиги, во время которых он «творит делишки»,
объединяются в отвратительном
кризисе, одерживающем верх над героем после смерти его сестры. Или же (здесь события развиваются
иначе) в фильме Хьюстона «Асфальтовые
джунгли» крайняя мелочность доктора и опытность убийцы не выдерживают
испытания изменой второстепенного лица,
в результате чего у первого возникает небольшой эротический сдвиг, а у
второго — тоска по родине, и это приводит обоих к провалу и гибели. Следует ли из этого делать вывод, будто
общество строится по образу и подобию собственных преступлений, что все
его среды патологичны, а типы поведения — сумасбродны? Такой вывод ближе к творчеству Ланга или Пабста. У американского же
кино есть средства спасения своей мечты, несмотря на испытания
кошмарами. Остановимся на вестерне, который крепко укоренен в среде. Начиная с
Инса и согласно формуле С4С/(мы увидим, что это не единственная формула вестерна), среда представляет собой Окружающую Среду, или
Охватывающее. Основным же качеством образа тут является дыхание. Именно оно не только вдохновляет героя, но и объединяет вещи в
едином целом органической репрезентации, то сжимаясь, то расширяясь сообразно обстоятельствам. Когда этим миром овладевает цвет, происходит это согласно хроматической гамме его диффузии, при которой
насыщенное и размытое звучат эхом друг друга (такие цвета окружающей среды мы находим в декорациях к фильму Форда «Как зелена была моя долина»). Крайнюю степень охватывающего
образует небо с его пульсациями — и не только у Форда, но и у Хоукса, вкладывающего
в уста одного из персонажей «Большого
неба» такие слова: это великая страна, и больше ее только небо... Охваченная небом среда, в свою очередь,
охватывает сообщество. И как раз будучи представителем сообщества, герой
становится способным к поступку, делающему его равным среде, и восстанавливает в ней порядок, попираемый случайно
либо периодически: чтобы превратить
индивида в вождя, способного на столь великое дея- |