г 212 Жиль пелёз Кино-1. Образ-движение 213 ние, требуется посредничество
сообщества и самой land. Тут легко
узнаваем мир Форда - с его напряженными коллективными сценами (свадьбы, праздники, танцы и песни), с непрерывным
присутствием земли и имманентностью
неба. Из-за этого некоторые исследователи приходят к выводу о том, что пространство у Форда замкнуто и
что в нем нет ни реального движения,
ни подлинного времени'. Нам, скорее, представляется, что движение в фильмах Форда реально, однако вместо того, чтобы происходить от одной части кадра к другой или
по отношению к некоему целому,
изменения в котором оно должно передавать, движение происходит внутри охватывающего и выражает
его дыхание. Внешнее охватывает
внутреннее, они сообщаются между собой, и мы продвигаемся вперед, переходя от одного к другому в обоих
направлениях, следя за образами
фильма «Дилижанс», где показ дилижанса изнутри чередуется с показом его снаружи. Можно двигаться от
известной точки к неведомой,
например, к земле обетованной в фильме «Хозяин фургона», и все равно сутью остается охватывающее, которое
включает в себя и известное, и неведомое, - и которое расширяется по
мере того, как мы с ггхь мадным трудом
продвигаемся, и сужается, когда мы останавливаемся и отдыхаем. Оригинальность Форда состоит в том, что
только охватываю-! щее задает меру
движения или же органический ритм. Кроме того, оно является плавильным тиглем для разного рода
меньшинств, то есть объе-; диняющим
их началом, вскрывающим соответствия между ними даже тогда, когда они вроде бы этому сопротивляются;
здесь демонстрируется слияние,
необходимое для рождения нации: таковы три группы преследуемых, выведенные в «Хозяине фургона», а
именно мормоны, бродячие актеры и
индейцы. Пока мы остаемся в рамках этого первого приближения, мы не выходим за пределы структуры САС, ставшей космической или эпической: на самом деле герой становится равным среде через посредничество сообщества, и среду он не изменяет, а лишь восстанавливает в ней циклический порядок2. И все-таки было бы опасным оставить
эпи-» ческий гений за Инсом и Фордом, обозначив концепции
вестерна бо-, 1 Согласно Митри («Ford». Ed.
Universitaires), Форд гораздо более трагичен, неже 2 Ср. Dort Bernard в: «Le western», 10-18: определяющим признаком эпо* |