лее поздних авторов как трагические или даже
романические. Применение схемы Гегеля и Лукача к последовательности жанров
плохо работает в случае с вестерном: как показал
Митри, с самого начала вестерн развивался во всех направлениях - и в эпическом, и в
трагическом, и в романическом, и уже тогда
его героями были ковбои: и ностальгические,
и одинокие, и стареющие, и даже пропащие, а также реабилитированные индейцы1. На всем
протяжении своего творчества Форд стремился уловить эволюцию ситуации, в
результате чего время сделалось бы
совершенно реальным. Разумеется, существует большая разница между вестерном и тем, что можно называть
неовестерном, но она не объясняется
ни преемственностью жанров, ни переходом от замкнутости к открытости
пространства. У Форда герой не довольствуется восстановлением порядка, которому эпизодически что-либо угрожает.
Организация фильма, органическая репрезентация происходит не циклично, а
по спирали, и конечная ситуация отличается от начальной: схема CACI. Это не столько эпическая, сколько
этическая форма. Так, в фильме «Человек,
который убил Либерти Баланса» бандит оказался убит, а порядок —восстановлен; однако убивший
бандита ковбой распространяет слух, будто убийца - будущий сенатор, и
тем самым совершается преобразование
закона, перестающего быть неписаным и эпическим
законом Дикого Запада и становящегося писаным и романическим законом индустриальной цивилизации.
Аналогичный процесс происходит в «Двух
всадниках», где на этот раз шериф небольшого городка отказывается от
своего поста и от развития этого городка2. В обоих случаях Форд изобретает весьма интересный метод, заключающийся
в видоизменении образа: один и тот же образ показывается дважды, но во второй
раз - модифицированным или дополненным так, чтобы
почувствовалась разница между С и С/. Так, в самом конце «Либерти Баланса» показываются настоящая смерть бандита и выстрел ковбоя, тогда как прежде зрители видели «усеченный»
образ, которого и придерживалась
официальная версия (бандита якобы убил будущий сенатор). В «Двух всадниках» нам показывают все тот же силуэт и все
ту же позу шерифа, однако сам шериф
изменился. Правда, в промежутке между ситуациями Си С/помещается много
двусмысленности и лицемерия.-Герой «Либерти
Баланса» стремится отмыться от преступления, чтобы стать респектабельным сенатором, а вот журналисты, наоборот, прощают ему его легенду, без которой он был бы
ничтожеством. И, как продемонстрировал
Руа, в «Двух всадниках» сюжет движется по,«денеж- 1 М i t ry. «Cahiersducinema»,no. 19-21,janvier-mars 1953. 2 Тщательный анализ «Двух
всадников» содержится в книге Jean Roy, «Pour
John Ford». |