' В «Парижанке» Чаплин появляется
на мгновение в роли носильщика. См. об этом; ' Chaplin Charles «Histoire de ma
vie» Laffont См также подробный материал, посвященный «Парижанке» в «Onematographe», no 64, janvier 1981- статья Жана Тедеско, современника съемок фильма, и анализ
Жака Фьески. 230 Жиль Делёз Кино-1.
Образ-движение 231 лебаниям; происходит это не потому, что
чего-то не хватает или что-то не дано, но в силу
двусмысленности, целиком принадлежащей самому индексу
(такова, например, сцена с оброненным и подобранным колье в «Парижанке»).
Дело выглядит так, как если бы некое действие или какой-либо тип поведения
обнаруживали небольшое различие в самих
себе, достаточное, однако, для одновременного отсылания к двум крайне удаленным и совершенно не связанным ситуациям. Или же так, будто два поступка или жеста
весьма немного друг от друга отличаются, и все же при ничтожном различии между ними отсылают к двум противопоставляемым или
противопоставленным ситуациям. В
одном случае из двух ситуаций реальной может быть лишь одна, а другая —
мнимой или выдуманной; в другом — реальными
могут быть обе; наконец, они могут меняться ролями так, что нереальная
станет реальной, а реальная — мнимой, и наоборот. Некоторые из таких случаев
применяются сплошь и рядом в каких угодно фильмах: к примеру, невиновного
считают виновным (человек держит нож рядом с
трупом, и непонятно, происходит ли это оттого, что он убил, либо оттого, что он
всего лишь убрал нож?). Более сложные случаи,
которых мы только что коснулись, представляют больший интерес. Они
позволяют вывести закон второго типа индекса: весьма малое различие в рамках одного и того же действия или между двумя действиями индуцирует очень большую дистанцию
между двумя ситуациями. Это эллипс как термин геометрии, поскольку
отдаленные ситуации напоминают двойной фокус действия. Это индекс уже не
нехватки, а двусмысленности или, скорее, дистанции. И не важно, что одна из
ситуаций опровергается или отрицается, ибо она становится таковой, лишь
исчерпав собственные функции, и никогда не бывает таковой в степени, достаточной для устранения двусмысленности индекса и преодоления дистанции между
воскрешаемыми ситуациями. В фильме «Быть
или не быть» Любичу, несомненно, удается превосходно манипулировать такими сложными индексами. Порою эти образы неразрешимы: например, как только актер
начинает читать монолог, некий зритель уходит из зала - потому ли, что
он уже наслушался, или же из-за того, что у
него свидание с женой актера? Порою же
они касаются всей интриги и требуют значительного монтажа: весьма небольшая разница в жестах, но также и
громадная дистанция между двумя ситуациями,
когда в первый раз труппа актеров играет роли немцев перед зрителями
пьесы, а во второй — наоборот, ведет себя как
немцы перед немцами, причем последние выглядят так, будто сами играют себя. Вопрос жизни и смерти: ситуации тем
удаленнее друг от друга, чем лучше персонажи знают, что все зависит от весьма
небольших различий в поведении. |