Представляется, что такие образы-действия наиболее осознанно вводятся в «Парижанке», фильме Чаплина, в котором он сам не играл', — а также
во всем творчестве Любича. Даже удовольствовавшись поверхностным анализом, мы увидим, что существует два типа или два
полюса индексов. В первом случае действие (или же эквивалент действия, просто жест) разоблачает не предзаданную
ситуацию. Сле- довагельно, ситуация выводится из
действия путем непосредственного вывода
либо относительно сложного умозаключения. Поскольку ситуация сама по себе не дана, индекс служит индексом нехватки, подразумевает «дыру» в повествовании и
соответствует первоначальному
значению слова «эллипсис». Например, в «Парижанке» Чаплин подчеркивает лакуну длиною в год, которую
ничто не заполнило, но мы делаем
вывод о ней по новой манере поведения и стилю одежды героини, ставшей любовницей богача. Даже лица
здесь не только не обладают
выразительной или аффективной самостоятельностью, но и не проявляют каких бы то ни было признаков того,
что происходило за пределами
кадрового поля: поистине, они функционируют как индексы глобальной ситуации.
Таков, к примеру, знаменитый образ поезда, чье прибытие мы замечаем лишь по огонькам, пробегающим по лицу женщины;
таковы эротические образы, о которых мы можем сделать лишь косвенные выводы. Примеры становятся еще
более разительными, когда в индексе
присутствует умозаключение, каким бы стремительным оно ни оказалось: так, «горничная открывает комод, и на пол случайно вываливается мужской воротничок, что и
раскрывает любовную связь Эдны»1. У Любича мытюстоянно обнаруживаем
такие стремительные умозаключения,
которые вводятся в сам образ, начинающий
в этом случае функционировать как индекс. Так, в «Жизненном проекте»
(этот фильм сохранил всю свою былую скандальность—настолько естественно и просто героиня отстаивает право
жить с двумя любовниками) , когда один любовник видит другого в смокинге
ранним утром у общей возлюбленной, по этому
индексу он (и в то же время зритель) заключает,
что его друг провел ночь у молодой женщины. Этот индекс, стало быть,
состоит в том, что один из персонажей оказался «слишком» одет (в вечерний костюм), чтобы не провести ночь
в весьма интимной ситуации, которая
не показана. Это образ-умозаключение. Существует и
второй тип индексов, более сложный — это индекс двусмысленности, соответствующий геометрическому значению слова «эллипс». Так, в «Парижанке» множество
индексов первого типа наводят на
мысль о том, что героиня не слишком-то предана своему возлюбленному (она странно ухмыляется). Зато с
богатым любовником у нее более
двусмысленные отношения, и поэтому зритель все время задает себе вопрос:
привязана ли она к нему из-за богатства, роскоши, из-за какого-то
пособничества, - или же она его любит любовью более
сердечной или глубокой? Тот же вопрос можно задать и по поводу героини «Восьмой жены Синей Бороды» Любича.
В этих случаях Целый мир деталей,
индексов'второго типа, способствует нашим ко- |