актуализуются соответствующие эмоции: к
примеру, в фильме «Америка, Америка» нож, подаренный бабушкой, брошенная
обувь, феска и канотье играют роль С и CI... Во всех этих случаях мы видим пару «эмоция — предмет», которая
только и принадлежит что реализму, но на
свой лад относится к реализму импульсивному, фетишистскому, к реализму аффекта
и выражения лица. Нельзя сказать, что кино поведения с необходимостью избегает
крупного плана (Тайёр анализирует
прекраснейший образ из «БэбиДолл», где мужчина буквально «входит» в крупный план молодой женщины, когда его
ладонь шарит по ее лицу, а губы оказываются рядом с ее волосами)'. Как
бы там ни было, в образе-действии
эмоциональная трактовка предмета и эмоциональное действие по отношению к предмету могут оказывать большее воздействие на зрителя, нежели крупный план. В одной
ситуации из фильма «В порту», когда
поведение женщины становится амбивалентным, а мужчина ощущает вину и робость, он подбирает оброненную женщиной перчатку, хранит ее и играет с ней, а в
конце концов надевает себе на руку2. Это напоминает генетический и эмбриональный признак образа действия, который
можно назвать запечатлением (Empreinte)
(переживаемого объекта) и который функционирует в сфере
поведения уже как «символ». Сразу и
весьма необычно он объединяет бессознательное актера, личную виновность режиссера, истерию образа (как, например, горящей
руки) — таково запечатление, непрестанно возникающее в фильмах Дмитрыка. Согласно обобщенному определению, запечатление представляет собой внутреннюю, но видимую
связь между впитываемой ситуацией и
взрывным действием. 1
Опережиюниях,контактеиаффективнойпамяти,ср.' Станиславски
^«Работа актера над собой»; Strasberg
Lee, «Le travail a I'Actors Studio». Gallimard. p. 96—142. Об Actors Studio и ее продолжателях: Asian Odette, «L'acteurau XX siecle». Seghers,
p. 258
sq. ' Tailleur,p.94. 2 Мишель Симан с
помощью вопросов, которые он задает Казану, хорошо выделяет этот тип образа,
имеющий тенденцию заменять собой крупный план: «Kazanpar Kazan». Stock, p. 74 sq. Кино-1
Образ-движение 229 ГлаваХ Образ-действие: малая форма 1 Теперь следует
рассмотреть совершенно иной аспект образа-действия. Если образ-действие всегда и на всех уровнях объединяет два элемента,
то было бы естественным, если бы и сам он обладал двумя различными аспектами.
Большая форма, CACI, движется от
ситуации кдей-ствию, видоизменяющему ситуацию. Но существует и иная форма, которая, наоборот, переходит от действия к
ситуации, а затем к новому действию: ACAL На этот раз действие разоблачает ситуацию, снимает покров с той части или того аспекта ситуации,
которые включают новое действие. Действие продвигается вслепую, а
ситуация разоблачается^ потемках или при
двойственном прочтении. При пере»-ходе
от действия к действию ситуация постепенно вырисовывается, видоизменяется,
наконец, проясняется либо сохраняет свою тайну. Большой формой мы назвали образ-действие, движущийся от ситуации как Охватывающего (синсигнум) к действию как
поединку (биг-ном). Ради удобства
назовем малой формой образ-действие, переходящее от действия, определенного типа поведения, или облика к частично
разоблаченной ситуации. Это схема, обратная сенсомоторной. Репрезентации такого рода являются уже не
глобальными, а локальными; не
спиральными, а эллиптическими; не структурными, а событийными; не этическими, а комедийными (мы говорим
«комедийные», поскольку при таких
репрезентациях уместен комизм, хотя они не всегда комичны, а могут быть и драматичными). Композиционным
знаком такого типа образа-действия служит индекс. |