В действительности внешнему наблюдателю должно представляться именно то, что происходит во внутреннем мире персонажа, на пересечении впитываемой им ситуации и действия, которым он взорвет ее. Это и есть
правило Actors Studio: в счет идет
только внутреннее, но это внутреннее не
является ни потусторонним, ни скрытым, а совпадает с генетическим элементом
поведения, который необходимо показать.
И это не совершенствование действия, а абсолютно необходимое условие развития образа-действия. На самом
деле такой реалистический образ никогда не забывает о том, что он по
определению представляет выдуманные ситуации
и мнимые действия: никто «взаг правду» не находится в чрезвычайной ситуации, никто не убивает, никто «по-настоящему» не пьет... Это всего лишь
театр или кино. Великие реалистические актеры прекрасно это осознают, и Actors Studio предлагает им свой
метод. С одной стороны, необходимо установить чувственный
контакт с предметами, имеющими отношение к конкретной
ситуации: требуется хотя бы воображаемый контакт с чем-то материальным,
например, со стаканом, с определенным видом стекла, или же с какой-либо тканью, с
костюмом, с инструментом, с жевательной
резинкой. С другой же стороны, необходимо, чтобы вследствие этого предмет пробудил аффективную память,
реактуализовал эмоцию, которая не
обязательно тождественна, но все же аналогична той, что требуется для
роли'. Уметь обращаться с «попавшимся в руки» предметом
и пробуждать эмоцию, соответствующую ситуации: именно через такую внутреннюю связь между предметом и
эмоцией осут ществляется
внешняя привязка выдуманной ситуации и мнимого действия. В отличие от
остальных методов, метод Actors Studio не побуждает актера отождествлять себя с ролью; для него
характерна даже обратная операция:
считается, что реалистический актер должен отождествлять роль с определенными внутренними элементами, кор торыми
он обладает и которые он селекционирует в самом себе.
Но элемент переживаний относится не только к формированию актера, он
имеется и в образе (отсюда постоянное волнение актера). Свойственный актеру
внутренний элемент является непосредствен^ ным элементом его поведения и
сенсомоторного формирования. Он упорядочивает
впитывание и взрыв, одно сообразно другому. Следовательно, пара «предмет
— переживание» содержится в образе-действии как его генетический признак.
Предмет улавливается во всех своих
виртуальностях (использованный, проданный, купленный, обмененный,
сломанный, обнимаемый, отвергнутый...), в то время как
Предыдущая Следующая