Бергсон, «Творческая эволюция», гл. II. спасает свою
внутреннюю честь и будущее собственной семьи, сохраняет чистоту сердца. И не то чтобы он обрел успокоение. Ведь это мир Каина, и Каинова
печать мира не ведает, но способствует совпадению
в истерическом неврозе невинности и виновности, позора и чести: герою только и
достается что униженность в локальных ситуациях, означающая также и героизм, требующийся в ситуации глобальной,
цену, которую приходится за такой героизм платить. В фильме «В порту» подробно разрабатывается такая теология: если меня не предают другие, я
предаю сам себя, и еще предаю справедливость. Необходимо пройти через массу омерзительных ситуаций и
впитать их, нужно испытать множество постыдных взрывов, - и лишь тогда
можно мельком запечатлеть нечто нас
отмывающее и услышать эхо спасающего или прощающего нас взрыва. Тема «Кеостоку от Рая», определяющая великий библейский фильм, история Каина и его
предательства, неотступно и
по-разному преследовала Николаса Рэя и Сэмъюэля Фуллера'. С самого начала эта тема присутствовала в
американском кинематографе и его
концепции Истории, как священной, так и мирской. Но теперь суть дела в том, что
Каин внезапно становится реалистичным. И
в фильмах Казана интересен именно способ, каким совместно «затвердевают» американская мечта и образ-действие.
Американская мечта все больше
утверждается как греза, греза и только, ибо факты ей противоречат; однако же она совершает пируэт, в
результате которого сила ее лишь увеличивается, ибо теперь она
охватывает даже такие действия, как
предательство и доносы (согласно Форду, функцией мечты является как раз исключение последних). И, как мы
увидим, именно после войны, когда
рушится американская мечта, а образ-действие подвергается решающему кризису, греза обретает свою
наиболее содержательную форму, а действие — наиболее бурную и взрывчатую
схему. Это агония кинематографа действия,
даже если режиссеры еще долгое время продолжали снимать фильмы такого типа. Это «поведенческое» кино не довольствуется простой сенсомо-торной схемой типа обыкновенной рефлекторной дуги, пусть даже условного рефлекса. Здесь присутствует более сложный бихевиоризм, принимающий в расчет, в основном, внутренние факторы2. 1 Все эти вопросы,
имеющие отношение к Казану (сразу и эстетические проблемы |