|
Предыдущая Следующая
Это напоминает бергсоновскую
дифференциацию живого: растение, или нечто
произрастающее, имеет своей задачей накапливать
1 Merleau-Ponty. «Sensetnon-sens».Nagel,«Lecinemaetlanouvellepsychologies».
' Показное действие, или отреагирование (психологический термин) (англ.).
— Прим.
пер.
224
Жиль Аелёз
Кино-1. Образ-движение
225
взрывчатку, не
сходя с места, — тогда как дело животного — взрывать
ее, совершая резкие движения1.
Возможно, оригинальность Фуллера
состоит в том, что он довел такую дифференциацию до максимума,,
хотя порою его фильмы развиваются скачкообразно
и в них наруша
ется логическая связь событий. Этому
явлению способствует военная
тематика — таким фильмам присущи нескончаемое ожидание и про-
низанность атмосферы чем-то неясным, с одной стороны, а с другой —
резкие взрывы и acting-out. В предельных
случаях Фуллер обнаружи
вает характерное для его манеры насилие у сумасшедших, ведущих
себя в коридоре подобно растениям (фильм «Шоковый
коридор»), а
также у пса-расиста, «взрывающегося»,
нападая на людей (фильм «Бе
лый пес»). Правда, у сумасшедших тоже бывают непредсказуемые
вспышки, а у собаки — долгое и таинственное впитывание ситуации;
«Я объяснил псу, что он актер...» Впрочем,
Фуллер умеет это объяс-,
нять и растениям. Для него важна
крайняя разъединенность полю
сов, усугубляющая каждую из сторон показываемого им насилия и
порою осуществляющая инверсию полюсов: в таких случаях ситуа
ция приближается к мрачному натурализму. ,
Диссоциировать полюса умеет и Казан, и фильм «БэбиДолл» яв
ляется одним из прекраснейших вегетативных
фильмов, в котором
выражается сразу и дурманящая
неторопливая жизнь американского
Юга, и растительное существование молодой женщины у колыбели.
Однако же Казана интересовало и определяло эволюцию его творче
ства нанизывание «впитываний» и взрывов с тем, чтобы получить не
столько двухполюсную структуру,
сколько непрерывную структури
рованность. Эту тенденцию усиливает вытянутый формат кинескопа.
И как раз ее можно назвать ортодоксией Actors Studio: большая «гло
бальная задача», CACI, дробится на
последовательные и непрерыв
ные «локальные задачи» (cl al с2, с2 а2 сЗ...).
В фильме «Америка, Аме
рика» каждая такая последовательность обладает собственной геограг
фией, социологией, психологией,
тональностью и ситуацией, кото
рая зависит от предыдущего действия и
возбуждает последующее; она
влечет за собой героя к следующей ситуации, каждый раз — через впи
тывание и взрыв, вплоть до последней
вспышки (объятия нью-йорк
ской набережной). Ограбленный, обесчещенный, ставший убийцей,
женихом и предателем — герой проходит через такие последователь*-
ности, и все они включены в повсюду
присутствующую большую за
дачу: бежать в Анатолию (Q, чтобы добраться
до Нью-Йорка (С]). Что
же касается Охватывающего, то есть большой
задачи, то оно освяща
ет или по меньшей мере оправдывает героя за поступки, которые ему
приходится совершать на каждом шагу: обесчещенный снаружи, он
Предыдущая Следующая
|
|