222 Жиль Деяёз Кино-1.
Образ-движение 223 уськивают на него гротескные карлики; в конце
концов он вновь обретает всю свою силу, сдвинув с цоколя
громадную колонну храма в образе, «рифмующемся» с образом его
крайнего бессилия, когда он вращал мельничные жернова. И наоборот, челюсти
кошек, кусавших Самсона, когда тот был немощен, рифмуются с
ослиной челюстью, которой обретший силу Самсон воспользовался,
чтобы расправиться со своими врагами. Словом, мы видим настоящее
продвижение в пространстве и времени, сливающееся с процессом
актуализации; благодаря ему герой становится «способным» к действию, а его могущество -
равным мощи Охватывающего. Порою мы даже
видим при своеобразной передаче
эстафеты от одного персонажа к другому, как один из них перестает быть
способным к действию по мере того, как эволюционирует само положение вещей, а другой таковым становится:
например, Моисей передает эстафету
Иисусу Навину. Форд любит такую дуалистическую структуру, обозначающую опять же бином: таков юрист, принимающий эстафету от жителя Запада в фильме «Человек,
который убил Либерти Баланса»;
а в «Гроздьях гнева» такова
матриархальная мать семейства земледельцев,
теряющая способность к «ясновидению» по мере разложения группы, — тогда
как сын ее способность к ясновидению обретает по
мере того, как начинает понимать смысл и значение новой битвы. Со всех
этих точек зрения органическая репрезентация управляется последним законом развития образа-действия: необходимо,
чтобы между ситуацией и грядущим действием
существовал разрыв, но разрыв этот существует лишь для того,
чтобы быть заполненным, через процесс, отмеченный цезурами как моментами регресса и прогресса. Образ-действие
вдохновляет фильмы, основанные на поведении (бихевиоризм),
поскольку конкретный тип поведения представляет собой действие, ведущее от одной ситуации к другой или реагирующее на некую ситуацию ради того, чтобы попытаться видоизменить ее либо установить иную. В
этом возвышении поведения Мерло-Понти видел примету,
общую для современного романа, современной психологии и духа кинематографа1.
Но в такой перспективе необходима очень крепкая сенсомоторная связь, нужно, чтобы поведение стало по-настоящему
структурированным. Большая органическая репрезентация, CACI, должна быть даже не
сформирована, а именно порождена: с одной стороны,
необходимо, чтобы ситуация глубоко воздействовала на персо- нажа; с другой же,
чтобы пронизанный ею персонаж через прерывистые промежутки
«взрывался», совершая поступки. Такова формула реалистического
насилия, радикально отличающегося от натуралистического. Структура ее напоминает яйцо: в ней имеется полюс растительный или
вегетативный (впитывание), а также полюс животный (acting-out)'. Известно, что эта сторона образа-действия подверглась
систематизации в Actors Studio и в фильмах
Казана. Именно тут образом овладевают сенсомоторные
схемы, где есть тенденция к выделению генетического элемента. С самого
начала правила Actors Studio касались не только актерской игры, но и концепций фильма, равно как и его развертывания, кадрирования, раскадровки и монтажа. По одному
элементу здесь можно сделать вывод о другом: по реалистической актерской игре заключить о реалистическом характере фильма, и наоборот. При этом мало сказать, что актер никогда не остается безучастным и что он играет безостановочно. Ведь если он не взрывается, он пропитывается ситуацией, но спокойным никогда не остается. Для актера, как и для персонажа, основным неврозом является истерия. Для вегетативного полюса фактически столь же характерно топтание на месте, как для
полюса животного — скачкообразное перемещение. Для губчатого впитывания столь
же свойственно напряжение, какдля acting-out
—
резкая разрядка. И как раз поэтому из такого структурно-генетического представления образа-действия выводится
формула, чье применение поистине не знает границ. Казан советовал прибегать к
взаимоуничтожению конфликтующих персонажей: когда все они убивают друг друга, поединки становятся гораздо ярче и
выразительнее. Рассмотрим фильм, где
используется этот Метод или эта Система: «Джорджию» Артура Пенна. Возьмем сцену обеда, когда за столом
сидят отец девушки (миллиардер) и ее
жених (эмигрант и пролетарий); мы видим, как напряженность ситуации
интериоризируется в героях; затем отец говорит: «У меня нет привычки
отдавать то, что мне принадлежит», — и эти
слова уже звучат словно взрыв, изменяющий ситуацию, так как они вводят новый элемент, заключающийся в инцесте отца
с дочерью. Впоследствии, во время
приема помолвленных жениха и невесты, отец почти незаметно появляется в большом оконном проеме и, кажется, пропитывается ситуацией подобно ядовитому растению;
замечает и ждет его только маленький
ребенок; отец же выбегает на улицу, убивает свою дочь и тяжело ранит ее жениха, опять же модифицируя ситуацию в этом животном
acting-out. |