В a z i n. «Qu 'est-ce que le cinema ?». Ed. du Cerf, p. 59. Но если мы имеем дело с настоящей взаимовложенностью поединков, то именно поэтому и формулируется пятый закон: между Охватывающим и героем, между средой и видоизменяющим ее поведением, между ситуацией и действием с необходимостью существует большой
разрыв, который может быть преодолен лишь постепенно, по мере действия фильма. Можно вообразить ситуацию, которая мгновенно превратится в поединок, но она была бы «бурлескной»: в коротком шедевре («Роковая
кружка пива») Фидцс через регулярные промежутки времени открывает дверь своей хижины на дальнем Севере, восклицая «хороший хозяин в такую погоду собаку не выведет», и тут же получает неизвестно от кого два снежка прямо в лицо. Но обычно от среды до последнего поединка путь долог. Дело в том, что герой до действия дозревает не сразу —
подобно Гамлету, для которого действие оказывается чересчур значительным. Его нельзя назвать слабым: напротив, он равен Охватывающему, но лишь потенциально. Его
величию и потенциям необходимо
актуализоваться. Гамлету необходимо отказаться от своей отрешенности и от душевного спокойствия, либо
обрести силы, которые у него отняла ситуация, либо дождаться благоприятного
момента, когда он получит
необходимую поддержку от некоего сообщества или же от какой-нибудь группы. На самом деле герою необходимы народ и основная группа для освящения, но также и
встречная группа помощи, более
гетерогенная и более узкая. Он должен быть готовым к слабодушию и предательству со стороны одних так
же, как и к уверткам других. Таковы
переменные, которые мы обнаруживаем и в вестерне, и в историческом фильме.
Советские киноведы не заметили у Эйзенштейна
гамлетовский характер Ивана Грозного1: двух моментов великого сомнения, через которые он проходит, как
двух цезур фильма, а также
аристократической натуры царя, вследствие которой народ не может служить ему
основной группой, а может быть лишь группой поддержки и инструментом. Герою вообще необходимо переживать моменты
внутреннего или внешнего бессилия. Напряженность фильма Сесила Б. Де Милла «Самсон и Долила» усиливается
образами, показывающими слепого
Самсона, вращающего мельничный жернов, а затем — влачащего цепи и изгнанного
на территорию, прилегающую к храму, когда он
подпрыгивает от укусов челюстей кошек, которых на- 1 Советские
«киноведы» это заметили. Вот что говорится в постановлении ЦК ВКП(б) от 4
сентября 1946 года «О кинофильме "Большая жизнь"»: «Режиссер С. Эйзенштейн во второй серии фильма "Иван
Грозный" обнаружил невежество в изображении исторических фактов,
представив <...> Ивана Грозного, человека с сильной волей и характером, -
слабохарактерным и безвольным, чем-то вроде Гамлета». (Постановления ЦК ВКП(б) «О журналах "Звезда" и
"Ленинград"», «О репертуаре драматических театров и мерах по
его улучшению», «О кинофильме " Большая жизнь"», «Об опере
"Великая дружба" В. Мурадели». М., Госполитиздат, 1952, с 21). -
Прим. ред. |