т 220 Жиль Цедёз Кино-1. Образ-движение 221 Третий закон выглядит как обратный второму. По сути дела, если чередующийся монтаж абсолютно необходим для перехода от ситуаг ции к действию,
то представляется, что в таким образом стиснутом действии в основе поединка имеется нечто противящееся любому монтажу. Этот третий закон можно назвать законом
Базена, или законом «запрещенного
монтажа». Андре Базен показал, что если два само,^ стоятельных действия, сопричастных получению
некоего результата, допускают монтаж, то в полученном результате обязательно
есть mo-i мент, когда они
сталкиваются «в лоб» и их следует воспринимать в нередуцируемой одновременности, ибо без этого невозможно прибегать ни к монтажу, ни даже к съемке с
противоположных точек. Базен привел пример с ■«Цирком» Чаплина:
вопреки тому, что дозволены любые
комбинированные съемки, Чарли действительно должен войг ти в клетку со львом и оказаться с ним в общем
плане. И Нануку тоже необходимо
сразиться с тюленем в одном и том же плане1. Этот закон бинома касается уже не СС7и не СА, но А
как такового. Впрочем, поединок не является уникальным и локализованным моментом образа-действия. Поединок расставляет вехи на линиях действия и
непременно обозначает необходимые одновременности. Таким образом, переход от ситуации к действию сопровождается вло7 женностью одних поединков в другие. Бином
становится полиномом. Даже в вестерне, где поединок представлен в наиболее
беспримесном виде, «в последней инстанции» увидеть его трудно. С кем происходит
поединок ковбоя - с бандитом или с индейцем? А может быть, с женой, с другом, или же с новичком, собирающемся его
заменить (как в «Либерти
Балансе»)'! А в фильме «М» происходит
ли настоящая дуэль между М и
полицией и обществом или же между М и «малиной», для которой он нежелателен?
Впрочем, разве настоящий поединок не располагается где-то еще? В
конечном счете, он может находиться вне фильма,
хотя и внутри кино. В сцене суда «малины» бандиты и нищие отстаивают
права на преступление как вид или способ поведения и ставят в упрек М то, что он действует под влиянием страсти. На что М отвечает,
что страсть его невинна: иначе он вести себя не может, он совершает поступки
лишь под влиянием аффекта или импульсов, — и
как раз в этот момент и только в этот момент актер играет в экспресс сионистской манере. Да и, в конечном счете, разве
поединок из фильма «М» не
оказался дуэлью между самим Лангом и экспрессионизмом? Этот фильм знаменует собой прощание Ланга с
экспрессионизмом и переход к
реализму, впоследствии подтвержденный в «Завещании доктора Мабузе» (Мабузе тут отходит на второй план, а на первом выступает холодная реалистическая
организованность). |