218 Жилб Кино-1. Образ-движение 219 определенные
цивилизации, да еще вмешательством предателей в поступки.
Поэтому поразительно, что вопреки всем этим ограничениям ему удалось предложить выразительную и связную концепцию всемирной
истории: монументальной, «антикварной» и этической1. Каковы законы образа-действия во всех
характерных для него жанрах? Первый закон имеет отношение к образу-действию как
к совокупной органической репрезентации. Он
структурен, ибо места и моменты ясно определены и в их
противопоставленности, и в их взаимодополнительности.
С точки зрения ситуации (С), с точки зрения пространства, кадра и плана, закон этот организует способ, каким среда реализует свои многочисленные потенции; части
каждой потенции (например, небеса у Форда); конфликт или согласие между
потенциями; особую роль земли (land), которая является
сразу и такой же потенцией, как другие, и местом столкновения или примирения
всех потенций. Но этот закон организует и способ, каким целое искривляется
вокруг группы, персонажа или же некоего фокуса, образуя Охватывающее, от которого отделяются враждебные или же
благоприятствующие силы: так на вершине холма, на границе между небом и землей, вырисовываются индейцы... А с точки
зрения времени или последовательности
планов закон этот организует переход от С к CI широкое дыхание, чередование моментов сжатия и расширения, чередование внешнего и внутреннего, деление
основной ситуации на второстепенные, что соответствует мелким делам внутри
глобального. Во всех этих отношениях органическая репрезентация представляет собой спираль, имеющую пространственные и
временные цезуры. Эту концепцию мы
обнаруживаем и у Эйзенштейна, хотя распределение и последовательность векторов
на спирали он мыслил совершенно
иначе. С точки же зрения Гриффита и американского кино, чередующийся параллельный монтаж вполне
справляется с эмпирической
организацией взаимосвязи векторов. 1 Для всякого
значительного течения в историческом кинематографе следует задавать вопрос: какая концепция истории в нем
подразумевается? Анализ взаимоотношений
между кино и историей в наши дни весьма продвинут благодаря трудам Марка
Ферро («Cinema et Histoire», Denoel-Gonthier), а также исследованиям, опубликованным в «Cahiers du cinema» (no. 254,257,277,278, в особенности статьям Жан-Луи Комолли). Однако же, поставленная проблема гораздо фундаментальнее
того, чем мы ее здесь обозначили, и касается отношений между высказыванием и
историческими высказываниями, с
одной стороны, и высказыванием и кинематографическими образами, с другой. Наш вопрос является лишь частью
последнего. Чередующийся
монтаж включает и другую фигуру, уже не параллельную, а сходящуюся, или
конвергентную. Причина этого в том, что
переход от С к С/ осуществляется с помощью А, решительного действия,
чаще всего расположенного в непосредственной близости от CI. Для того, чтобы возможности,
актуализуемые синсигнумом, по-новому
перераспределялись, примирялись между собой или признавали победу одного из своих рядов, синсигнуму
необходимо «сжиматься» в бином, или
поединок. Второй закон, следовательно, управляет переходом от С к А. И получается, что решительное действие
или поединок может случиться лишь в том случае, если из различных точек Охватывающего
будут исходить на этот раз сходящиеся линии действия, благодаря которым станут возможными последнее столкновение индивидов и реакция, изменяющая ситуацию.
Именно эти линии действия образуют
объект конвергентного чередующегося монтажа, второй гриффитовской монтажной
разновидности. Возможно, совершенства
здесь достиг Ланг в фильме «М» (эта картина как раз и подготовила отъезд Ланга в Америку). Анализируя
конвергентный монтаж в этом фильме по
сравнению с предшествующими фильмами Ланга,
Ноэль Бёрч предложил понятие «большой формы». В действительности общая ситуация
прежде всего как следует обрисована в детерминированном и индивидуированном
пространстве-времени: двор городского
дома, лестничная площадка в подъезде и кухня в квартире, путь из квартиры в школу, афиши на стенах,
возбужденность людей... Но очень
скоро в этой среде выделяются две точки, а впоследствии — две линии
действия, которые непрестанно чередуются и сближаются так, что одна постоянно
«рифмуется» с другой, и образуют щипцы,
чтобы схватить преступника: линия полиции и линия воровской малины (которая опасается, как бы детоубийца
не мешал ее действиям). Следует заметить, что ввиду в высшей степени
структурного характера органической
репрезентации, для положительного или отрицательного героя место оказывается подготовленным заранее, причем задолго до того, как он его занял: так
происходит постепенное разоблачение убийцы. Но с подлинным действием мы
сталкиваемся и узнаем убийцу по-настоящему
лишь тогда, когда его ловят уголовники.
Речь идет о поединке М с судом бандитов и попрошаек. Итак, двойная линия с
цезурами и рифмами привела нас от ситуации к поединку, от синсигнума к
биному. Правда, органическая репрезентация
сохраняет двойственность до самого конца; ибо когда полиция дублирует действия уголовников и вырывает из их
лап убийцу, дабы предать его настоящему суду, мы не знаем, изменится ли
ситуация, восстановится ли справедливость,
произойдет ли очищение от преступления, - или же все будет продолжаться
как прежде, а преступление — непрестанно возобновляться («теперь надо следить
за малышами получше...»): С или СП |