Если
монументальная история рассматривает следствия как таковые, а из причин оставляет лишь простейшие поединки, в которых противостоят
индивиды, то последними необходимо заняться истории «антикварной», восстанавливающей их формы жизни, обычные для
какой-либо эпохи: войны и стычки, гладиаторские бои, состязания колесниц, рыцарские турниры и т. д. История
же «антикварная» не довольствуется поединками в строгом смысле слова, а
«расширяется» по направлению к внешней ситуации и «сжимается» в сторону орудий труда и интимных привычек: она показывает
просторные драпировки, одеяния, наряды, машины, оружие и инструменты,
украшения, предметы обихода. В оргиях
сосуществуют гигантское и интимное.
«Антикварное» служит подкладкой монументального. Здесь опять же нетрудно иронизировать над голливудскими
«реконструкциями» и тем, что предметы
выглядят как новенькие: для «антикварной» истории вид «с иголочки» -
признак актуализации эпохи. Ткани становятся
фундаментальным элементом исторического фильма прежде всего вместе с образом-цветом, как в «Самсоне и Далиле», где
материя, выставленная торговцем, и кража Самсоном тридцати туник
образуют два цветовых пика. Пик формируют и машины — из-за того ли, что благодаря им родится новая
нация-цивилизация, или, напротив, оттого, что они возвещают ее упадок и
исчезновение. В единственном по-настоящему историческом фильме Хоукса «Земля
фараонов» режиссера, похоже, интересует лишь один момент в самом конце, когда архитектор становится также и инженером
и сооружает для фараона новую и
необыкновенную машину, обрабатывающую песок и камни; из нее сыплется песок и падают камни, что обеспечивает абсолютно герметическую замкнутость погребального
зала пирамиды изнутри. Наконец, справедливо, что монументальная и «антикварная» концепции истории не могли бы столь успешно сочетаться без отмеряющего и дистрибуирующего их этического образа. Как выразился Сесил Б. Де Милл, речь идет о Добре и Зле, со всеми соблазнами и мерзостями зла (варвары, неверующие, нетерпимые, оргии и т. д.). Древнему или недавнему прошлому необходимо как бы оказаться на скамье подсудимых, его надо предать суду, и лишь тогда удастся понять, что способствует в нем
вырождению, а что — рождению, каковы в нем ферменты упадничества и зерна
будущего, что в нем оргия, а что - крестное
знамение, как соотносятся всемогущество богачей и убожество бедняков. Необходимо, чтобы суровый этический
приговор изобличил несправедливость «вещей», принес сострадание и
возвестил о новой цивилизации на марше, словом, чтобы он непрестанно вновь открывал Америку, тем более что с самого
начала мы отвергли анализ каких бы то
ни было причин. Американское кино довольствуется показом изнеживающего влияния
окружающей среды на |