Bazin et Rohmer, «Charlie Chaplin». Ed. du
Cerf, p. 28-32. Кино-1.
Образ-движение кой находке'. Из
небольшого ускользающего различия тем не менее, возникает
значительная дистанция между противостоящими ситуациями,
свидетельство тому — исступленные метания героя между его мнимыми жилищами и настоящим домом. Подразумевает ли
Чаплин в этих двух фильмах то, что в
каждом из нас имеется нечто от виртуального Гитлера, от виртуального убийцы? И что только обстоятельства делают нас добрыми и дурными, жертвами и палачами,
способными то к любви, то к разрушению? Независимо от глубины или
пошлости таких идей, на наш взгляд, Чаплин
вряд ли разделял подобную точку зрения, разве что с оговорками. Ибо еще большее
значение, чем две противопоставленные
ситуации с добрым или дурным человеком, имеют соответствующие дискурсы, которые
выражаются в полной мере в конце этих фильмов. Именно поэтому для фильмов Чаплина о диктаторе и об убийце женщин характерны и постепенное освоение звука в
кино, и постепенное устранение
Чарли. Дискурсы, свойственные и «Великому диктатору», и «Мсье Верду»,
свидетельствуют о том, что общество само поставило себя в такую ситуацию, когда оно может
превратить любого имеющего власть человека — в кровавого диктатора, а
любого делового человека — в убийцу в буквальном смысле слова, так как оно
слишком, связывает наши интересы с дурными
поступками вместо того, чтобы порождать
ситуации, в которых свобода и человечность совпадали бы с нашими интересами и со смыслом нашей жизни. Эта
идея близка Руссо, причем той части
его наследия, в которой анализ общества был, в основе своей, реалистическим. Итак, мы видим, что изменилось в двух поздних фильмах Чаплина. Дискурс привнес в них
совершенно новре измерение и сформировал «дискурсивные» образы. Речь идет уже не только о двух противопоставленных ситуациях, которые как будто рождаются из мельчайших различий между действиями, между людьми или в пределах одного и того же человека. Речь идет о двух состояниях общества, о, двух противопоставленных Обществах, одно из которых превращает небольшое различие между людьми в орудие , творящее
бесконечную дистанцию межцу ситуациями (тирания),-а другое трактует небольшое различие между людьми, как переменную, имеющую отношение к великой общей и общественной
ситуации (демократия)2. В
немых фильмах Чарли Чаплин подходил к этой теме, пользуясьлишь идиллическими образами илиобразами из сновидений 'Latil Le Dantec Mireille, «Chaplin ou le poids d'un
mythe», «Cinema-tographe», no. 35, fevrier 1978
(«Верду-обманщик трогает сердце богатой женщины, переживая из-за недавней болезни своей жены и созерцая сад, полный роз,
откуда совсем незадолго до этого поднимался иронический дым, след его
преступления. Но эта фикция
супружеской жизни отвратительным образом напоминает реальность его любви к его настоящей жене и* его
изрбилующий цветами дом»), 2 Ср. заключительную речь из «Великого
диктатора», часть которой опубликовала Базеном
и Ромером. |