242 Жиль Ц/елёз Кино-1. Образ-движение 243 (большой сон из «Спокойной улицы» или
же идиллический образ в «Новых временах»). Но именно звуковое кино,
выработав свой дискурс, наделило эту тему реалистической силой.
О Чаплине можно сказать и то, что он принадлежал к числу
режиссеров, которые меньше всего доверяли звуковому кино, - и то, что он
радикально и оригинально применил эту
новинку: Чаплин пользуется им для того, чтобы ввести в кинематограф фигуры дискурса и тем самым
трансформировать изначальные проблемы образа-действия. Отсюда — особая
важность «Великого диктатора», где заключительная речь (какой бы ни был ее
внутренний смысл) отождествляется с любым человеческим языком (langage), представляет
все, что может сказать человек, и это соотносится с фальшивым языком (langage) абсурда и террора, шума и ярости, с
гениальным изобретением Чаплина,
вкладываемым им в уста тирана. В малой бурлескной форме не ощущалось недостатка ни в чем; однако же в своих поздних фильмах Чаплин доводит ее до предела, где
она настигает большую форму, и где бурлеск уже не нужен, — и все же
сохраняет собственные возможности и
признаки. Фактически именно небольшая разница всегда способствует исследованию двух несоизмеримых или противопоставленных ситуаций (отсюда мучительный
вопрос из «Огнейрампы»: где этот «пустячок», этот возрастной надлом, это
небольшое различие в усталости,
из-за которого блестящий клоунский номер становится жалким зрелищем?). Но в последних чаплинских фильмах (особенно опять-таки в «Огнях рампы») небольшие
различия между людьми или же в
пределах одного и того же человека сами становятся состояниями жизни
(даже на самом низком уровне), а также вариациями жизненного порыва, которым
клоун может подражать, — тогда как противопоставленные
друг другу ситуации превращаются в два состояния общества, одно из
которых — безжалостное и направленное против жизни, а другое умирающий клоун все же может мельком разглядеть и передать
выздоровевшей женщине. И опять же в «Огняхрампы» все зависит от дискурса, от шекспировских речей; в этом
фильме содержится самый
шекспировский из трех дискурсов Чаплина. Чаплин вспомнит об этом, когда в «Короле в Нью-Йорке» ринется
в гамлетовский дискурс, представляющий
собой противоположность или же антипод американского общества (демократия стала «королевством», поскольку Америка сделалась полицейским обществом пропаганды). С Бастером Китоном все обстоит совсем иначе. Парадокс Кито-на в том, что он вписывает бурлеск прямо в большую форму. Если верно, что бурлеск по сути своей принадлежит к малой форме, то Кито-на, пожалуй, нельзя сравнить даже с Чаплином, который обретает большую форму лишь через фигуру дискурса и относительное исчезновение
бурлескного персонажа. Глубокая оригинальность Бастера Китона состоит в том, что он заполнил большую форму бурлескным содержан
ием, которому она, как правило, «дает отвод», — а также про- |