г 246 Жиль Делёз Клно-1. Образ-движение 247 справиться с ним или даже не добраться до
него, а для того, чтобы его привлечь и поляризовать. С помощью какой системы,
например, можно сварить маленькое яичко в громадном котле? У Китона машина не определяется
через безмерное, она безмерное имплицирует, но придавая ему преобразующую его
минорирующую функцию — и все это благодаря
хитроумной системе особых машин с массой блоков, проводов и рычагов'. Аналогичным образом, мы никак не
будем считать, что девушка из фильма
«Генерал», бросая в паровозную топку совсем маленькие кусочки дерева, ведет себя неуклюже и
неумело. Тем не менее это так, - хотя она к тому же осуществляет на
практике мечту Китона: взять самую большую
машину в мире и пустить ее в ход с по мощью
совсем маленьких элементов, тем самым сделав ее доступной каждому и удобной для всех. У Китона бывают и
непосредственные переходы от большой реальной машины к ее репродукции в виде игрушки, например, в конце фильма «Кузнец». Фильм
«Шагай на Запад» пользуется весьма разнообразными минорациями —
от миниатюрно-, го револьвера до маленького теленка, задача которого — собирать
громадное стадо. Такова целесообразность
самой машины: она содержит не только большие детали и механизмы, но и
собственный уменьшенный вид, механизм трансформации, приспосабливающий
ее к нуждам одинокого человека или
обреченной пары, что не имеет отношения
ни к компетенции, ни к специализации. Это должно входить в функции
машины, и в этом отношении мы не уверены, что Китоц противостоит Чаплину своим отсутствием
политического мировоззрения. Скорее,
им обоим присуще «социалистическое» мировоззрение, хотя и двух весьма
различных типов: гуманистически-коммунистическое у Чаплина и машинно-анархичное
у Китона (немного в духе Ильича,
стремившегося сделать большие машины доступными всем либо уменьшить их). Эти минорации могут происходить лишь через процессы, наде? ленные физической
причинно-следственной связью; они осуществи ляются
окольными путями, через удлинение маршрутов и взаимосвязи между гетерогенным: так создается неотъемлемый
от машины элемент абсурда. Уже в «Знаке
высоты» из серии фильмов о Малеке предлагается необычный причинно-следственный ряд в сокращенном виде: это машина в тире, пользуясь которой герой
опирается ногой на спрятанный рычаг, так что система нитей и рычагов
вызывает паде- ние кости, до
которой собака может дотянуться, дергая за веревку так, чтобы на мишени зазвонил колокольчик (чтобы вызвать сбой в работе
машины, оказалось достаточно кота). Это наводит на мысль о также дадаистских рисунках Рюба Голдберга: чудесные причинно-следственные
ряды, где, например, «опускание письма в почтовый ящик» проходит через длинный
ряд разнообразных механизмов, одни из которых сцеплены с другими, - начиная от
сапога, отправляющего в таз мяч для регби, — и, переходя от одной зубчатой
передачи к другой, дело заканчивается тем,
что перед глазами отправителя развертывается экран с надписью «Ты,
зубрила, отправь это письмо». Каждый элемент
серии таков, что в нем нет ни малейшей функции, а также никакого отношения к цели, однако он приобретает
функцию и цель благодаря связи с другим элементом, у которого также нет ни функции, ни цели и т. д. Такие причинно-следственные
связи работают благодаря сериям срывов: близкие к китоновским машины
Тингли нанизывают многочисленные структуры,
каждая из которых содержит элемент, не являющийся функциональным, но становящийся
таким в следующей структуре (старушка,
нажимающая на педаль автомобиля, не
приводит его в движение, а включает аппарат для распиловки дров...). Освоение крупных геометрических
структур, но также и.вычерчивание больших траекторий происходят при помощи
рекуррентных причинно-следственных
связей. Структура представляет собой чертеж траектории, но ведь и
траектория - чертеж машины или след от нее.
Каждая траектория сама образует машину, и притом человек служит в ней
передаточным звеном между различными элементами: таков Машинист,
управляющий локомотивом, влекущим его неподвижное тело по серии дуг окружности.
Итак, две основные формы гэга у Китона, гэг-траектория и машинный гэг
представляют собой аспекты одной и той же
реальности, машину, производящую человека «без матери»', или человека
будущего. Большой разрыв между безмерной
ситуацией и ничтожным героем заполняется указанными ми-норирующими функциями и
рекуррентными сериями, ставящими героя
вровень с ситуацией. Вот так Китон изобретает бурлеск, бросающий вызов всем внешним условиям жанра и берущий в
качестве рамок, естественно, большую
форму. |