собной к
взаимопревращению образов и их элементов. Позаимствуем пример у Канта:
деспотическое государство предстает явным образом в определенных
действиях, например, в рабовладельческой организации и в
механике труда; но «мельница, вращаемая вручную», является косвенной фигурой в которой такое государство отражается1
Метод Эйзенштейна в «Стачке» совершенно аналогичен, царский режим представлен непосредственно в расстреле
демонстрантов; но «бойня» — косвенный образ, сразу и отражающий этот
режим, и> создающий фигуру этого
действия. Театральные или пластические аттракционы
Эйзенштейна не только обеспечивают превращение одной формы действия в другую, но еще и доводят ситуации и действия до крайних пределов; они возвышают их до уровня
некоего третьего, которое преодолевает основополагающую двоичность. Не
думается, чтобы власти, управлявшие советским кино, прочувствовали такие
косвенные образы, но все же «вожди» могли
видеть в них зерно крамолы В фильме «Да
здравствует Мексика!» Эйзенштейн также смог добиться свободного развертывания театральных и пластических представлений,
отражающих Идею жизни и смерти в Мексике: он объединил сцены и фрески, скульптуры и драматургию, пирамиды и богов
(распятие, коррида, распятый бык, большая пляска смерти...). Фигуры представляют собой новый тип аттрактивных, аттракционных образов,
наполняющих образ-действие. Когда Фонтанье пытается
создать большую классификацию «фигур дискурса» в начале XIX века, то, что он так называет, предстает в четырех формах:
в первом случае, тропы ъ собственном смысле слова — слово, употребляемое в переносном значении, заменяет другое слово
(метафоры, метонимии, синекдохи); во втором случае тропы осложненные —
группа слов или предложение, употребляемые в переносном смысле (аллегория,
олицетворение и т. п.); в третьем случае, замена имеется, но слова, меняющие значение или подвергающиеся
трансформации, сохраняют строго буквальный смысл (одно из таких явлений
— инверсия); наконец, последний случай
включает фигуры мысли, состоящие из слов, не претерпевающих никаких модификаций
(раздумье, уступка, поддержка,
просопопея и т. д.)2. На этом уровне нашего анализа мы не
ставим никаких сложных проблем, касающихся взаимоотношений между кино и языком (langage), между образами и словами Мы лишь констатируем, что кинематографические
образы обладают фигурами, на свой лад
соответствующими четырем типам Фонтанье. Скульптурные или пластические
репрезентации Эйзенштейна — это образы,
фигурально представляющие другой образ, и наделяющиеся 1 Весьма подробный комментарий
Эйзенштейна по этому поводу содержится^ плат |