'Кант «Критика способности суждения», §59
(именно это Кант называл «символом») 2 Fonlanier «Les figures du discours», Flammanoru 254 Жиль Целёз Кино-1.
Образ-движение 255 смыслом по одному, даже когда они берутся серийно. Но театральные репрезентации работают с последовательностями, и фигуральную роль играет именно
последовательность образов. Два случая, только что упомянутых первыми, нам известны. Прочие случаи имеют совершенно иную природу. Фигуры, сохраняющие буквальные
значения слов и оперирующие,
например, инверсией, всегда имели большое значение для кино, например, в бурлескных травестийных
фильмах. Однако же именно у Хоукса,
как мы уже видели, механизмы инверсии доходят до уровня самостоятельной
и обобщенной фигуры. Что же касается фигур
мысли, уже представленных в звуковых фильмах Чаплина, то их природу и функции мы рассмотрим впоследствии,
так как они уже не довольствуются взаимодействием на границах образа-действия,
но эволюционируют в направлении
нового типа образа-действия, кото-, рый
предыдущие фигуры лишь предвещают. Выступая в роли
Идей, Малое и Большое обозначают сразу и две различные
формы, и две различные концепции, которые к тому же способны переходить друг в друга. У них есть еще и третье значение: они обозначают Видения, тем более заслуживающие имя Идей. И несмотря на то, что это
утверждение справедливо по отношению ко всем анализируемым нами режиссерам, мы хотели бы рассмотреть кинематограф
действия Херцога как крайний случай этой темы. Ибо это творчество
распределено между двумя навязчивыми темами, сопряженными с визуальными и музыкальными мотивами'. В одной из них безудержного человека влечет чрезмерная среда, и он
замышляет действие столь же грандиозное, как и среда. Это форма CACI, но совершенно
особая: фактически ситуация не требует действия, действие представляет собой безумную затею, родившуюся в
голове «просветленного», и кажется,
будто только оно позволяет ему встать вровень со всей средой в целом.
Или, скорее, действие удваивается: имеется некое
возвышенное действие, всегда расположенное по ту сторону ситуации, — но
само оно порождает другое действие, действие героическое, которое тоже идет на конфронтацию со средой, проникая в непроницаемое и преодолевая непреодолеваемое.
Следовательно, существуют одновременно
и галлюцинаторное измерение, в котором действующий дух возвышается до
беспредельности Природы, и измерение
гипнотическое, где дух движется в направлении пределов, которые Природа ставит у него на пути. Эти
измерения несходны и вступают в фигуральные взаимоотношения.
Так, в фильме «Агирре, гнев Божий» героическое действие (спуск по речным порогам) подчинено действию возвышенному, и лишь последнее адекватно огромному девственному лесу: это замысел Агирре стать единственным предателем, и предать все
сразу — Бога, короля и людей, — чтобы основать чистую расу от
кровосмесительного союза с собственной дочерью. И тогда История сделается «оперой» Природы. А в фильме «Фицкарральдо» героическое (плавание среди гор на неповоротливом
корабле) еще более непосредственным
образом способствует проявлению возвышенного: весь девственный лес
становится храмом оперы Верди, в котором
звучит голос Карузо. Наконец, в «Стеклянном сердце» баварский ландшафт хранит в себе гипнотическое
творчество рубинового стекла, но
также и преодолевается в галлюцинаторных пейзажах, зовущих на поиски великой мировой пропасти. Так
Великое реализуется как чистая идея
в двойственной натуре пейзажей и действий. |