62 Жиль Лелёз Кино-1. Образ-движение 63 мера покидает их
и, отступая, дает один-единственный план. Далее камера поднимается по внешней
стене квартиры, вновь попадает на лестницу и спускается по ней. Наконец, наша
камера, пятясь, вырывается на тротуар и
поднимается по внешней стене дома до тусклого окна квартиры, демонстрируемой
снаружи. В этом движении, модифицирующем
положения неподвижных множеств относительно друг друга, не было бы необходимости, если бы оно не показывало событие, готовое свершиться с минуты на минуту, изменение
в целом, которое само проходит через эти модификации: женщина вот-вот будет убита, в квартиру она вошла по своей воле, но
теперь ей не дождаться никакой помощи
и убийство неотвратимо. Нам скажут, что все это («Исступление» Хичкока)
- пример эллипсиса в повествовании. Но в данном
случае не важно, есть ли эллипсис или нет, и даже есть ли повествование.
Здесь имеет значение то, что, каким бы ни был план, у него как бы два полюса:
он соотносится с множествами в пространстве,
куда он вводит модификации в отношениях между элементами или подмножествами; и с целым, выражая абсолютные
изменения его в длительности. Это
целое никогда не ограничивается эллиптичностью и нарративностью, хотя и может иметь такие качества. Однако же план,
каким бы он ни был, всегда имеет следующие два аспекта: он показывает модификации относительных позиций во
множестве или множествах и выражает абсолютные изменения в некоем целом или же в глобальном Целом. Одна сторона плана тяготеет
к множеству, и он выражает
модификации частей множества; другая же его сторона тяготеет к целому, и он выражает его изменение или
хотя бы видоизменение. Отсюда — положение плана, который можно
абстрактно определить как промежуточное
между кадрированием множества и монтажом
целого. План тяготеет то к полюсу кадрирования, то к полюсу монтажа. План и есть движение, взятое в своем
двояком аспекте: это перемещение частей множества, протягивающегося в
пространстве, но это и изменение целого, преображающегося в
длительности. И в этом — не
только абстрактная обусловленность плана. Ибо план
обретает свою конкретную обусловленность в той мере, в какой он
непрестанно обеспечивает переход от одного аспекта к другому, взаимовлияние или распределение двух аспектов, их
непрерывное взаимопревращение.
Вспомним три бергсоновских уровня: множества и их части; целое, совпадающее с
Открытым или с изменениями в длительности;
движение, происходящее между частями или множествами, но выражающее
также и длительность, то есть изменение в целом.
План подобен движению, которое непрестанно обеспечивает взаимопревращение, круговорот. Он делит длительность
сообразно объектам, составляющим
множество; он объединяет объекты и множества
в одной и той же длительности. Он непрестанно подразделяет длительность на «поддлительности», которые сами по
себе гетероген- |