Подытожим сказанное о кадре. Кадрирование является искусством выбора
разного рода частей, которые входят в некое множество. Это множество
представляет собой закрытую систему — закрытую относительно и искусственно. Закрытая система, обусловливаемая кад- 1 Дрейера цитирует
Морис Друзи (Drouzy Maurice. «Carl Th Dreyer пё Nilsson»). Ed du Cerf, p 353 ром, может рассматриваться по
отношению к данным, которые она сообщает зрителям: она является информационной,
а также насыщенной или же разреженной.
Рассматриваемая сама по себе и ограниченно, она является геометрической или же физико-динамической. Рассматриваемая же с точки зрения природы собственных
частей, она тоже все еще является геометрической, а также физической и
динамической. Это оптическая система, когда
мы рассматриваем ее по отношению к
точке зрения, к углу кадрирования; тогда она бывает прагматически оправданной или же требует более
«возвышенной» оправданности. Наконец,
она определяет закадровое пространство, будь то в форме более крупного множества, которое ее продлевает, либо в форме интегрирующего ее целого. Раскадровка есть обусловленность плана,
а план — обусловленность движения,
происходящего в закрытой системе между
элементами или частями множества. Но
как мы уже видели, движение имеет отношение и к некоему целому, которое по своей природе отличается от множеств. Целое
— это то, что изменяется, это Открытое или же длительность. Следовательно, движение выражает изменение целого
или же некий этап или аспект этого
изменения, какую-либо длительность или ее членение. Таким образом, у движения имеются две стороны, столь же неотделимые друг от друга, как лицевая сторона и
изнанка, лицевая и оборотная стороны
листа: это отношение между частями и влияние целого. С одной стороны, оно модифицирует соответствующие
позиции частей некоего множества,
напоминающие срезы, каждый из которых сам по себе неподвижен; с другой
же стороны, оно само — подвижный срез того
целого, чье изменение оно выражает. С одной точки зрения его называют
относительным, с другой же — абсолютным. Возьмем фиксированный план, где движутся персонажи: каждый из них изменяет свои
позиции в кадрированием множестве, однако же такие модификации были бы
совершенно произвольными, если бы они не выражали еще одного явления,
находящегося в процессе свершения, — качественного,
пусть даже ничтожного, изменения в целом, проходящем через всю их совокупность. Теперь возьмем план,
где движется камера: она может
перемещаться от одного множества к другому, модифицировать позиции каждого из множеств, но все это
необходимо лишь в тех случаях, когда
относительные модификации выражают абсолютное изменение целого, проходящее через эти множества. Скажем, камера следует за мужчиной и женщиной: они
поднимаются по лестнице, добираются до двери, которую открывает мужчина.
Затем ка- |