![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
Кино-1. Образ-движение 259
Теперь
рассмотрим область эстетики, соответствующую понятию пейзажа. Китайская и японская живопись имеют в
своей основе два основополагающих принципа: с одной
стороны, это первозданная пустота и дыхание жизни, проницающее все вещи в Едином,
объединяющее их в некое целое и преобразующее их сообразно движению большого круга или органической спирали; с другой стороны, это пустота срединная, а также остов,
сочленение, сустав, складка или
ломаная линия, ведущая от одного бытия к другому и приводящая их на
вершину их присутствия по вселенской ли-, нии. В первом случае имеет значение
соединение — диастола и систола; но во
втором случае решающую роль скорее играет разделение на самостоятельные события. В одном случае присутствие вещей
содержится в их «появлении»; в другом же случае само присутствие находится в «исчезновении» и напоминает башню, чья вершина теряется в облаках, а основание невидимо
или же подобно спрятавшемуся за
облаками дракону'. Очевидно, что эти два принципа нераздельны и что
господствующим является первый; «Чертам,
но не дыханию, приличествует быть прерывистыми; формам, но не духу, приличествует быть прерывными»;
«Всякое исполнительское искусство
содержится в отрывочных обозначениях и прерываниях, хотя его цель -
добиться полноты результата...» Как написать
кистью щуку, не обнаружив ломаной мировой линии, соединяющей >ее с камнем,
который она задевает в глубине вод, и с прибрежными травами, в которых она скрывается? Но как же ее написать,
не одушевив ее космическим дыханием, ведь она — лишь малая часть и отпечаток его? Тем не менее в этих двух принципах вещи наделены не одним и тем же знаком, а
пространства имеют не одну и ту же
форму: дыханию или спирали соответствуют син-сигнумы, а мировым линиям -
векторы (это «единая черта» и «складчатая
черта»).
|
![]() ![]() |