Эйзенштейн был зачарован китайским и японским пейзажем, так как усматривал в
них предвосхищение кинематографа1. В самом же японском кино каждый из наиболее близких к нам
режиссеров отдавал предпочтение
одному из двух пространств действия. Так, творчество Куросавы одушевлено дыханием, пронизывающим поединки и
сражения. Это дыхание изображается
единой чертой, представляющей собой сразу и синсигнум творчества, и личную подпись Куросавы: вообразим толстую вертикальную черту, идущую по экрану сверху вниз,
когда ее пересекают две более тонкие
горизонтальные линии, справа налево и слева направо. В фильме «Тень воина» таков великолепный
спуск вестника, которого постоянно относит то влево, то вправо. Куросава
- один из величайших режиссеров, снимавших
дождь: в «Семи самураях» это дождь, падающий стеной, когда попавшие в западню бандиты скачут
галопом из одного конца деревни в
другой. Угол кадра зачастую формирует уплощенный образ, подчеркивающий непрерывность боковых движений. Можно лучше понять это расширенное или суженное большое
пространство-дыхание, если соотнести
его с японской топологией: там начинают писать адрес не с получателя и не продолжают его номером дома, улицей, кварталом и городом; начинают писать его, наоборот, с
округа и города, после этого
указывают жилой район, потом квартал и, наконец, сектор2. Движутся не от неизвестного, переходя к данным,
способным его определить; исходят
сразу из всех данных и как бы спускаются по ним, чтобы обозначить пределы, между которыми находится
неизвестное. На наш взгляд, это
формула СА в чистом виде: перед тем, как действовать, и для того, чтобы действовать, следует ознакомиться со
всеми данными. Куросава говорит, что
самый трудный период съемок для него тот, «когда персонаж еще не начал действовать: чтобы сформировать
его концепцию, порою требуется
размышлять несколько месяцев»3. Но сложно это как раз потому, что это имеет значение для самого
персонажа: ему самому прежде всего
требуются все данные. Вот почему фильмы Куросавы часто делятся на две весьма отчетливые части: первая
состоит в длительной экспозиции, а
во второй персонажи приступают к интенсивным и резким действиям {«Бездомный», «Между раем и адом»). Именно
поэтому также ' См. в
особенности, «Неравнодушная природа». Собр. соч., т. 3. И все же Эйзенштейн интересовался не столько различными
пространствами, сколько картинами в
форме свитка, которые он сравнивает с панорамным кадром. Но он отмечает, что первые картины-свитки образуют линейное
пространство и эволюционируют в направлении оттеночной организации
поверхностей, одушевленной неким дыханием.
Существует даже такая форма, при которой в свиток свертывается не поверхность картины, а образ на такой поверхности,
тем самым формирующий некое целое.
Следовательно, мы обнаруживаем два пространства. А Эйзенштейн описывает кино как синтез двух форм. |