2Mizubayashi Akira. «Autourdu bain». «Critique»,
no. 418, Janvier 1983, p. 5. 3 Kurosawa.
«Entretien avec Shimitzu». «Etudes cinematographiques Kurosawa», p. 7. 260 Жиль Делёз Кино-1.
Образ-движение 261 пространство
Куросавы может быть суженным театральным пространством, где
герой держит все данные в поле зрения и не спускает с них глаз для того, чтобы перейти к действию («Телохранитель»)*. Поэтому в
конечном счете пространство расширяется и образует большой
круг, соединяющий мир богатых с миром бедных, верх с
низом, а небо с адом; требуется исследование дна общества и
в то же время подробный показ его вершин для того, чтобы начертить
этот круг, свойственный большой форме, круг, пересекаемый у краев диаметром,
где находится и по котоп рому движется герой
(«Между раем и адом»). Впрочем, если бы Куросава не имел других заслуг, он был бы только крупным режиссером, развивавшим большую форму, и его можно было бы понять по ставшим классическими западным критериям. Его исследование дна общества соответствовало бы западным криминальным или «мизерабилистским» фильмам; его большой круг мира бедняков и мира богачей отсылал бы к либеральной гуманистической концепции, которую Гриффит умело навязывал, одновременно и как данность
Вселенной, и как основу монтажа (и фактически Куросава видит мир по-гриффитовски: существуют богачи и бедняки, и им необходимо
понять друг друга и договориться между собой...). Словом, необходимость предшествующей действию экспозиции
хорошо отвечала бы формуле СА: от
ситуации к действию. И все-таки в рамках большой формы такого типа многие аспекты свидетельствуют о глубокой
оригинальности, которую, разумеется, можно связать с японскими традициями, — но
они также объясняются и гением Куросавы. Данные,
полным изложением которых занимается этот режиссер, не являются простыми данными о ситуации. Это данные
о вопросе, кроющемся в ситуации,
свернутом в ней, и их-то герой и должен обнаружить, чтобы быть5 в состоянии действовать, чтобы суметь на
ситуаг, цию
прореагировать. «Ответом», следовательно, служит не только реакция на
ситуацию, но и в более глубоком смысле — ответ на вопрос или решение проблемы, которые ситуация оказалась
не в состоянии раскрыть. Если и есть какое-то родствомежду Куросавой и Достоевским,
то оно направлено именно к этой точке: у Достоевского сколь бы чрезвычайной ни
была ситуация, герой намеренно этим пренебрегает
и стремится сначала отыскать еще более неотложный вопрос. Как раз это любит Куросава в русской литературе, и
такова связь между Россией и
Японией, которую он устанавливает. Из ситуации следу- 'Martelli Luigi. ibid., p. 112: «Все эпизоды
происходят на глазах у главного героя <...> [Куросава] стремился
поставить в привилегированное положение углы кадров,
вызывающие уплощенность образов, и, без глубинного строения кадра, создать впечатление трансверсального движения. Эти
технические методы играют главную
роль в той мере, в какой они наделены тенденцией к представлению критического суждения, суждения героя, прослеживающего
ту или иную историю взглядом, с
которым мы отождествляем наш взгляд». |