ет извлечь
содержащийся в ней вопрос, а также обнаружить сведения о тайной
проблеме, — и только они позволят на этот вопрос ответить, а без них само действие ответом не было бы.
Получается, что Куросава является
своего рода метафизиком и изобретает расширение большой формы: он преодолевает
ситуацию по направлению к вопросу и поднимает
сведения на уровень данных о уже вопросе, а не о ситуации. И не важно, что и
сам вопрос порою представляется нам лишь вводящим в заблуждение, буржуазным, а
также продуктом пустого гуманизма. В счет идет именно эта форма
выявления «какого-угод-но-вопроса», не
столько его содержание, сколько его интенсивность; скорее содержащиеся в
нем сведения, нежели его предмет; данные, в любом случае превращающие его в
вопрос сфинкса или ведьмы. . Тот, кто не понимает; тот, кто спешит действовать, поскольку считает, что
располагает всеми данными о ситуации, — и этими данными довольствуется, — вот
он-то и погибнет жалкой смертью: в «Паучьем Замке» пространство-дыхание
трансформируется в паутину, ловящую Макбета
в западню, ибо он не понял вопроса, секрет которого хранила только ведьма. Второй случай: некий персонаж
полагает, что он в достаточной мере
владеет данными об определенной ситуации, идаже собирается извлечь из них всевозможные последствия, но догадывается,
что существует и скрытый вопрос, который он внезапно понимает и который изменяет его решение. Вот так и
ассистенте «Красной бороде» понимает положение больных и данные о
безумии с научной точки зрения; он
готовится бросить собственного хозяина, чьи методы представляются ему
авторитарными, архаичными и не слишком научными.
Но герой фильма встречает безумную женщину и начинает постигать в ее сетованиях то, что уже было
присуще всем остальным сумасшедшим — отзвук болезненного и непостижимого
вопроса, который бесконечно превосходит
любую объективную или объективируемую
ситуацию. Он внезапно улавливает, что его хозяин вопрос «понимает», а его методы помогают освоить
бездны этой проблемы: а значит,
ассистент остается у Красной Бороды (как бы там ни было, в пространстве Куросавы бегство невозможно). Здесь становится особенно ясно, что данные вопроса сами по
себе подразумевают грезы и
наваждения, идеи и видения, импульсы и действия субъектов, о которых
идет речь, - тогда как сведения о ситуации сохраняют лишь причины и следствия,
и бороться с ними можно не иначе, как устраняя
великое дыхание, служившее опорой сразу и для вопроса, и для ответа. На самом деле ответа не будет, если
не сохранить вопрос, не проникнувшись к нему уважением, - вплоть до
ужасных, нелепых и ребяческих образов, в
которых он выражается. Отсюда в фильмах Куросавы галлюцинаторные видения,
причем они не просто субъективные
образы, но скорее фигуры мысли, открывающей данные трансцендентного вопроса в той мере, в какой они
принадлежат миру и его |