1 О напряженности и
ее продлении до пустоты у МЧдзогути ср.: BokanowsW Helene, «L'espace de Mizoguchi». «Cinematographe», no. 41, novembre 1978. ,, происходит
постепенно, в определенном, но беспредельном направлении, которое само создает пространство, а не предполагает его. И
определенное направление ни в коей мере не имеет в виду единства направления, ибо направленность движения варьирует с каждым куском
пространства, поскольку с каждым таким куском сочетается собственный вектор (это варьирование направлений достигает кульминации в фильме «Герой-святотатец»). Это не просто перемена мест, а
парадокс последовательного пространства, то есть пространства, где сполна утверждается время, хотя и в форме функции
переменных такого пространства: так,
в «Угецу моногатари» мы видим героя, купающегося с феей; затем -
изобилие, от которого в полях начинает течь ручей; затем - поля и равнину;
наконец, сад, где мы застаем чету за ужином «по прошествии нескольких месяцев»1. Последняя проблема, выходящая за рамки постепенного монтажного согласования, касается обобщенной связи кусков пространства. Этому эффекту способствуют четыре метода, и здесь они опять же определяют как своеобразную метафизику, так и конкретную технику: относительно высокое положение кинокамеры, производящее впечатление «наезда вниз в перспективе» и обеспечивающее развертывание сцены на ограниченном участке; сохранение одного и того же угла съемки для смежных планов, обеспечивающее эффект скольжения и закрывающее купюры;
принцип дистанции, который запрещает делать планы больше среднего и позволяет осуществлять круговые движения камеры, не нейтрализуя сцену, а, наоборот, поддерживая ее и доводя ее интенсивность в пространстве до крайности (к примеру, агония женщины из «Повести о поздней хризантеме»); наконец (отметим
особо), план-эпизод в том виде, как он был проанализирован
Ноэлем Бёрчем, и в той специфической функции, какую он обретает у Мидзогути, - истинный
«план-свиток», развертывающий
последовательные куски пространства, с которыми
тем не менее сочетаются разнонаправленные векторы (согласно Бёрчу, наиболее прекрасные примеры здесь
можно найтив фильмах «Сестры Гиона» и «Повесть
о поздней хризантеме»)2. Именно это ' Ср. годаровский
анализ этой последовательности: «Jean-Luc
Godard». Belfond, p. 113-114. 2 Ноэль Бёрч («Pourun observateurlointain». Cahiers du cinema-Gallimard, p. 223—250) анализирует все эти аспекты и показывает, каким
образом «план-свиток» интегрирует их
в единое целое. Бёрч настаивает на специфичности плана-эпизода этого типа. В действительности же у разных режиссеров
имеется масса различных видов планов-эпизодов.
Тщательно подобрав для анализа фильмы Мидзогути, Бёрч утверждает, что
после войны, около |