266 Жиль Лелез Кино-1
Образ-движение 267 нам кажется существенным в том, что называли
причудливым движением камеры у Мидзогути: план-эпизод
обеспечивает своего рода параллелизм различно ориентированных векторов и тем
самым формирует связь между разнородными кусками
пространства, наделяя весьма специфической однородностью пространство, таким
образом складывающееся. В таком беспредельном удлинении
или растягивании мы именно в этом случае соприкасаемся с
изначальной природой пространства малой формы: разумеется, оно
не меньше пространства большой формы. «Малым» оно является
благодаря происходящему в' нем процессу: его безмерность проистекает от связи
между составляющими его кусками, от параллелизации
различных векторов (сохрат няющих свои различия), а также от однородности,
формирующейся лишь постепенно. Отсюда
интерес к широкоэкранному кино, который
Мидзогути испытывал в конце жизни, а также его предчувствие новых ресурсов, предоставляемых широкоэкранным
кино для его кон-> цепции
пространства. Эту концепцию можно назвать концепцией «складчатой» или
ломаной линии. А складчатая или ломаная линия представляет
собой знак одной или нескольких мировых линий, изначальную
природу этого аспекта пространства. И как раз Мидзогут» добрался до вселенских
фибр, до мировых линий и непрестанно вычерчивал
их во всех своих фильмах: тем самым он наделяет малую форму несравненной
амплитудой. Это не линия,
объединяющая части в целое, но линия, связывающая
или согласующая гетерогенное, сохраняя его как гетерогенное. Мировая линия соединяет комнаты «из глубины дома»
с улицей, ули-. цу с озером, с горой,
с лесом. Она соединяет мужчину с женщиной, и их обоих с космосом. Она связывает между собой желания, страда-* ния, заблуждения, испытания, триумфы,
умиротворенность. Онасвя-1 зывает напряженные моменты,
отображая их в виде точек, через которые
проходит. Она связывает живых с мертвыми: именно такая мировая линия,
визуальная и звуковая, привязывает старого императора к убитой императрице в фильме «Принцесса Йоки». И точно такая
же мировая линия у горшечника из «Угеиу моногатари», и проходит она через фею-соблазнительницу, и герой видит
мертвую супругу, чье «исчезновение»
стало чистой интенсивностью присутствия: герой об-> следовал все комнаты
дома, вышел из него и вернулся во двор, где тем временем воплотился призрак. Каждому из нас предстоит открыть свою
мировую линию, но обнаруживаем мы ее не иначе, как ее вычерчивая, проводя ее в
виде складчатой черты. Вселенским линиям присуща
сразу и физика, находящая свою кульминацию в плане-эпИт зоде и тревеллинге, и метафизика, которую образуют
темы Мидзогу^ ти. И вот здесь-то и
оказывается камень преткновения: мы попадаем прямо в точку, где метафизика идет
на столкновение с социологией, И
столкновение это не теоретическое: происходит оно в японском |