доме, где глубинные комнаты подчинены
«передней иерархии»; в японском пространстве, где связь между
его частями должна определяться требованиями иерархической системы.
Социологическая идея Мидзогути в этом отношении проста и
мощна: для него не существует мировой линии, которая не проходила бы
через женщин или даже не эманировала бы из них, — тем не менее социальная система
обрекла женщин на угнетенное состояние, зачастую — на скрытую или явную проституцию. Мировые линии принадлежат женщинам,
но социальное положение женщин
сводится к проституции. Сама сущность этих линий находится под угрозой: как могут они пережить самих себя, продлиться или даже обнаружиться? В «Повести о
поздней хризантеме» женщина
влечет мужчину по мировой линии и преображает жалкого ак-теришку в великого
мастера; но она знает, что сам успех прервет линию и ей будет уготована смерть в одиночестве. В «Повести Тикама-цу» герои
не знают о собственной любви и догадываются о ней лишь тогда, когда им обоим предстоит спасаться бегством,
но теперь их мировая линия станет
уже линией бегства, и они обречены на провал. Сила этих образов в том, что
когда мы присутствуем при возникновении
некоей линии, каждый момент неотступно сопровождается мыслью о резком обрыве этой линии. Еще трагичнее
обстоят дела в фильме «Жизнь
О-Хару, куртизанки», где мировая линия, ведущая от матери к сыну, оказывается бесповоротно перечеркнута
стражей, которая несколько раз увозит несчастную от юного принца, некогда
произведенного ею на свет. И если в
фильмах Мидзогути «о гейшах» непрестанно воскрешаются мировые линии, то
происходит это не в исчезновении, которое все же является способом
существования таких линий, а в преграждении пути к истокам, что либо обрекает
героинь на существование в духе
древнего отчаяния, либо дает им в качестве последнего убежища твердость
современных проституток. Тем самым Мидзогути достигает крайнего предела образа-действия: происходит это, когда мир бедствий ломает все мировые линии и
превращает реальность в дезориентированную
и бессвязную. Правда, Куросава, со своей стороны, приблизился к
последнему пределу другого аспекта образа-действия:
когда бедствия в мире растут до такой степени, что рушится большой круг
и обнаруживается хаотическая — и теперь уже только рассыпающаяся - реальность {«Додескаден»
с его трущобным кварталом, где в
качестве единственного целого дано боковое движение идиота, который этот квартал пересекает, воображая, что он
трамвай). Кино-1
Образ-движение 269 Глава XII Кризис
образа-действия JM 1 После того как Пирс
различил переживание и действие, названные им, соответственно,
Одинарностью и Двоичностью, он добавил к ним образ третьего
типа: «ментальное», или Троичность. Множество троич^ ности представляет собой терм, отсылающий ко второму терму при помощи еще одного или нескольких термов. Эта третья инстанция предстает в значении,
законе, или отношении. На первый взгляд все это уже включено в действие, но лишь на первый взгляд: действие, то есть
поединок или пара сил, подчиняется законам, которые делают его возможным, но осуществлению его никакой закон
никогда не способствует; хотя
действие имеет некое значение, не значение образует его цель, ибо цель и
средства не включают в себя значение; действие устанавливает отношения между двумя термами, но эти
пространственно-вре» менные отношения
(например, оппозицию) не следует смешиватьс логическими. С одной стороны, по Пирсу, за пределами троичности ничего
нет: за ее пределами все сводится к сочетаниям между 1, 2 и 3. С другой же стороны, троичность, то есть то, что
составляет «три как таковое», невозможно свести к двоичностям: к примеру, если
А «дает» В для С, то происходит это
не так, как если бы А бросало В (первая пара), а С подбирало В (вторая пара); если А и В совершают «обмен», то происходит
это не так, как если бы А и В расстались, соответственно, с tf и в, и овладели, соответственно, в и а1. Итак,
троичность вдохновляет не на
действия, но на «акты», обязательно содержащие символический эл&-мент некоего закона (давать, обменивать); не на
перцепции, но на интерпретации,
отсылающие к некоему элементу смысла; не на переж№-вания, а на интеллектуальные ощущения отношений
типа ощущений, сопровождающих
употребление логических союзов вроде «потому что», «хотя», «чтобы», «стало быть» «и вот» и т. д. |