276 Жиль Делез Кино-1 Образ-движение 277 но ли покупатель
сигары нормально вовлечен в обыкновенную серию «клиент - выбор — подготовка —
зажигание спички», или же это главный
шантажист, пользующийся сигарой и своим ритуалом для того, чтобы на этот раз спровоцировать молодую пару. С
другой же стороны, согласно абстрактным отношениям, символом мы называем
не абстракцию, а конкретный предмет,
служащий носителем различных отношений или же вариаций одного и того же
отношения персонажа с другими персонажами или с самим собой'. В фильме «Ринг»
такой символ — браслет, в «Тридцати девяти ступенях» — наручники, в «Окне
во двор» — обручальное кольцо. Снятия
ярлыков могут совпадать с символами,! особенно
наглядно это видно в «Дурной славе»: у одного из шпионов такую эмоцию возбуждает бутылка, и тем самым она
«выскакивает» за пределы естественной серии «вино — погреб — ужин»; а
ключ от погре-> ба, который героиня
держит в стиснутой руке, является носителем от-> ношений, поддерживаемых ею с собственным мужем, у
которого она этот ключ украла; с собственным возлюбленным, которому она собирается его вручить; и с собственной задачей,
состоящей в обнаружении того, что
находится в погребе. Мы видим, что один и тот же предмет (в данном случае ключ) в зависимости от образов,
в которые он входит, может
функционировать как символ («Дурная слава») или же как снятие ярлыка («В случае убийства набирайте М»). В
«Птицах» первая чайка,
набрасывающаяся на героиню, представляет собой явление снятия ярлыка, поскольку она насильственным путем
покидает пределы серии, объединяющей
ее с собственным биологическим видом, с человеком и Природой. Но тысячи
птиц, когда все их виды объединились, — птицы,
схваченные в процессах подготовки, атаки и передышки, являются символом: это не абстракции или метафоры, а
настоящие птицы в буквальном смысле
слова, но показывающие инвертированный образ отношений людей с Природой
и естественный образ отношений людей между
собой. Снятия ярлыков и символы на поверхностном уровне могут напоминать индексы: на самом деле они
радикально от индексов отличаются и
составляют два крупных типа знаков ментального образа. Снятия ярлыков суть потрясения естественных отношений (сет рия),
а символы — узлы отношений абстрактных (множество). Изобретая ментальный образ или образ-отношение, Хичкок пользуется им для того, чтобы отгородить его от множества образов-действий, а также от образов-перцепций и образов-переживаний. Именно здесь основа его концепции кадра. Ментальный образ не только ' Ярлык и снятие
ярлыка в пирсовской классификации знаков отсутствуют. Зато символ есть, хотя и не в том значении, которое
предлагаем мы с точки зрения Пирса, это знак, отсылающий к некоему объекту в
силу закона, который может быть, например, ассоциативным и общепринятым, а
может быть и условным (в таком случае
ярлык является лишь частным случаем символа). |