«вознаграждение»
каждого за его действия хотя и достигаются, но ценой подхода
к пределу, который может подорвать или даже стереть множество1. Таково безучастное лицо сошедшей с ума жены из
фильма «Не тот человек». Здесь Хичкок становится режиссером трагическим: план у него, как всегда
в кинематографе, имеет две грани, и одна обращена к персонажам,
объектам и действиям в движении, а другая — к целому, постепенно изменяющемуся по мере развертывания фильма. Однако у Хичкока
изменяющееся целое затрагивает эволюцию отношений, движущихся от вводимого ими отсутствия равновесия
между персонажами к страшному равновесию, обретаемому ими в самих себе. Хичкок вводит в кино ментальный образ. А это значит, что он превращает отношения в объект образа, который не только добавляется к
образам-перцепциям, образам-действиям и образам-переживаниям, но еще и кадрирует, и трансформирует их. У Хичкока возникают
«фигуры» нового типа: это фигуры мысли. В действительности ментальный образ сам по себе требует особых
знаков, не совпадающих со знаками
образа-действия. Часто замечали, что сыщики у Хичкока играют лишь второстепенную роль (кроме тех случаев, когда они полностью вовлечены в отношения, как в фильме «Шантаж»)
и что индексы (улики) имеют
небольшое значение. Зато Хичкок разработал
оригинальные знаки, согласно двум типам отношений, естественным и абстрактным. В соответствии с естественным
отношением один терм отсылает к
другим, входящим в их привычную серию, так что каждый может «интерпретироваться» через другие: это ярлыки; но в любом случае возможно, что один из этих термов
«выскакивает» за пределы канвы и появляется в условиях, когда он выпадает из
серии либо вступает с ней в
противоречие, и в этом случае мы будем говорить о снятии ярлыков. Следовательно, очень важно, чтобы термы
были совершенно обыкновенными для
того, чтобы сначала мог отделиться хотя бы один из них: как утверждает Хичкок,
птицы из одноименного фильма должны
быть обыкновенными. Некоторые случаи, когда Хичкок использовал этот прием,
снискали известность: например, в фильме «Корреспондент-17» мельница,
чьи крылья вращаются в направлении, противоположном движению ветра, или же
самолет — распылитель химикатов из фильма «К
северу через северо-запад»-, который появляется там, где нет удобряемого поля. Сюда же относятся и стакан молока, который светится изнутри и потому
становится подозрительным (из «Подозрения»), и ключ, не лезущий в замок
в фильме «В случае
убийства набирайте М». Порою
снятие ярлыков происходит очень медленно, как в «Шантаже», где мы задаем
себе вопрос, действитель- 1 Поэтому можно
встретить как высказывания о «сугубой нестабильности образа» у Хичкока (Базен), так и о «странном равновесии» как о
пределе, «обусловливающем фундаментальный изъян» человеческой природы (Rohmer et Chabrol, p. 117). |