![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
274 Жиль Лелёз К.ино-1. Образ-движение 275 Среди массы
превосходных комментаторов (ибо ни один киноре-, жиссер не
послужил объектом для стольких комментариев) неуместно выбирать между
теми, кто видит в Хичкоке глубокого мыслителя, и теми, кто считает его всего лишь великим развлекателем. Как бы там ни
было, нет необходимости превращать Хичкока в метафизика, платоника и
католика, как делают Ромер и Шаброль, — или же в глубинного психолога, как делает Душе. Хичкок скорее
является создателем не-, преложной
концепции отношений, теоретической и практической. Не только Льюис Кэрролл, но и большинство английских
мыслителей во-< обще
продемонстрировали, что теория отношений является господству-1 ющим
разделом логики и может быть сразу и глубочайшей, и очень даже занимательной. Если же Хичкок и затрагивал
христианские темы, начиная с
первородного греха, то это потому, что они с самого начала включают в себя проблему отношений, что прекрасно
известно английским логикам. Отношения, или ментальный образ, - это то,
из чего, в свою очередь, исходит и Хичкок,
то, что он называет постулатом; и как раз отправляясь от этого базового постулата фильм развивается с математической или абсолютной необходимостью, вопреки
неправдоподобию интриги и действия. А
раз мы исходим из отношений, то к чему приводит их внешний характер? Может случиться так, что отношения «улетучатся» или внезапно исчезнут, а персонажи не
изменятся, но окажутся в пустоте:
комедия «Мистер и миссис Смит» считается одним из лучших произведений Хичкока как раз из-за открывшейся
ее героям истины, что внезапно чета
узнает, что поскольку брак их законным не является, они никогда не были мужем и женой. Может случиться и противоположное:
отношение «дает потомство» и размножается — и в него входят имеющиеся с самого начала два терма и мнимые третьи, которые к ним присоединяются, вводят новые
разделения, или ориентируют отношение в новых направлениях («Неприятности с
Гарри»). Может быть, наконец, и
так, что сами отношения пройдут через вариации согласно осуществляющим их
переменным, а также повлекут за собой изменения
в одном или же нескольких персонажах: как раз в этом смысле персонажи Хичкока, разумеется, интеллектуалами
не являются, но ощущения, которые
можно назвать интеллектуальными, свойственны им больше, чем аффекты, так как они моделируют себя согласно разнообразным
взаимодействиям переживаемых ими союзов: «потому что...», «хотя...», «поскольку...», «если...», «если даже...» («Секретный
агент», «Дурная слава», «Подозрение»). Во всех этих случаях очевидно то, что отношения
вводят сугубую нестабильность между персонажами, ролями,
действиями и декором. И моделью этих отношений служит «виновный —
невинный». Но также самостоятельная жизнь отношений
влечет их по направлению к своего рода равновесию, будь оно безутешным, отчаянным или даже чудовищным:
равновесие между невинным и
виновным, возвращение каждому из них собственной роли, |
![]() ![]() |