ношениями убийцы,
жертвы или действия с мнимым третьим. Это вечное утроение
охватывает также объекты, перцепции и переживания. Каждый образ, взятый в своем
кадре и через свой кадр, должен стать изложением некоего ментального отношения.
Персонажи могут действовать, воспринимать и
ощущать, но не могут свидетельствовать от имени определяющих их
отношений. Ведь это лишь движения камеры и
их движения в сторону камеры. Отсюда возникает противоположность между
Хичкоком и Actors Studio, а также
хичкоковс-кое требование, чтобы актер
действовал наипростейшим образом, не волновался в предельных ситуациях,
— а остальным займется камера. Это
остальное представляет собой наиболее существенное, или ментальные отношения. Камера, а вовсе не диалог, объясняет,
почему у героя «Окна во двор»
сломанная нога (фотографии гоночного автомобиля у него в комнате, разбитый
фотоаппарат). В «Саботаже» именно
камера способствует тому, чтобы женщина, мужчина и нож не просто входили в последовательные пары, но еще и
вступали бы в настоящие отношения
(троичность), в результате которых женщина «возвращает» свое преступление мужчине1. У Хичкока никогда не
бывает поединков или двойников: даже в фильме « Тень сомнения» два
Чарли, дядя и племянница, убийца и девушка,
свидетельствуют в пользу одного и того же состояния мира, которое для одного
оправдывает преступления, а для другой не может быть оправдано, так как
произвело такого преступника2. Так в истории кино Хичкок
предстает как режиссер, мысливший создание
фильма как производное не от двух: постановщика и его фильма — а от
трех: постановщика, фильма и публики,
которая должна в фильм войти, или же публики, чьим реакциям предстоит сделаться неотъемлемой частью фильма
(таков эксплицитный смысл «саспенса»,
ибо публика «узнает» отношения первой)3. ' По поводу этих
двух примеров, ср.: Truffaut, «Le cinema selon
Hitchcock», p. 165,79—82. А также на р. 15: «Хичкок — единственный режиссер,
умеющий снимать и делать для нас ощутимыми
мысли одного или нескольких персонажей, не прибегая к помощи диалога». 2 Ромер и Шаброль
(р. 76—78) дополняют в этом отношении Трюффо, который под 3 Т г u f f a u t, p. 14: «Искусство создавать саспенс есть в
то же время искусство |