272 Жиль Делёз Кино-1. Образ-движение 273 кткачеству.
Кадр напоминает основу, к которой прикреплена цепь действий, тогда как действие
образует не более чем подвижный уток, пробегающий вверху и
внизу. Теперь становится понятным, отчего Хичкок обычно
работает с короткими планами (сколько кадров, столько и планов): каждый план показывает какое-нибудь отношение или его вариацию. Но теоретически единственный план из -«Веревки» ни в
коей мере
не является исключением из этого правила: весьма непохожий Hai план-эпизод Уэллса или Дрейера, двумя способами
стремящегося подчинить кадр некоему целому,
единственный план Хичкока подчи-* няет
целое (отношения) кадру, довольствуясь приоткрыванием кадра в длину с тем. условием, что в ширину он остается
закрытым, совершенно так же, как если
ткать бесконечно длинный ковер. Как бы там ни было, существенным является то,
что действие, так же как и переживание,
и перцепция, кадрируются в некоей ткани отношений. Именно эта цепь
отношений составляет ментальный образ в противоположность
утку действий!, перцепций и переживаний. Следовательно, у полицейского или шпионского фильма Хичкок заимствует
особенно бьющее на эффект действие типа «убивать» или «воровать». Поскольку оно
входит во множество отношений, о которых не ведают
персонажи (но которые зритель уже знает или узнает до персонажей), оно обладает
лишь видимостью поединка, управляющего всеми остальными действиями: оно
уже представляет собой нечто иное, так как
отношение формирует троичность, возвышающую это действие до уровня ментального образа. Значит, для определения 'Схемы Хичкока недостаточно сказать, что
невиновного обвинили в преступлении,
которого он не совершал; это было бы ошибочным «сочетанием» и неверной
идентификацией «второго», тем, что мы
называем индексом двусмысленности. Зато Ромер и Шаброль превосходно проанализировали схему Хичкока:
преступник всегда совершает
преступление для другого, настоящий преступник совершает преступление
для невиновного, который вольно или невольно перестает быть таковым. Словом, преступление неотделимо от операции, с
помощью которой преступник своим преступлением «обменялся», как
происходит в фильме «Незнакомец в поезде», — или даже «отдал» или «возвратил» свое преступление невиновному,
как в фильме «Япризнаюсь».
У Хичкока преступление не
совершают: его возвращают, отдают или
им обмениваются. Нам представляется, что это самая сильная сторона книги
Ромера и Шаброля. Отношение (обмен, дар, возврат...) не довольствуется охватом
действия, - оно проникает в него заранее и
со всех сторон, превращая его в с необходимостью символический акт.
Имеются не только действие и его субъект, убийца и жертва; всегда есть некто третий, и не только случайный или мнимый,
каким можно назвать невинного подозреваемого, - но третий фундаментальный, который формируется самими
отношениями, от- |